В мировом футболе букмекерские конторы традиционно выступают одними из основных спонсоров национальных лиг и конкретных клубов. С недавних пор подобный тренд активно развивается и в нашей стране. Если в 2019 году спонсорскими контрактами с БК могли похвастаться не больше половины клубов РПЛ, то в нынешнем году такого соглашения нет только у московского «Динамо».
Стоит отметить, что коронавирус серьезно ударил по всей отрасли беттинга, поэтому многие компании понесли серьезные финансовые потери, а их стабильность серьезно пошатнулась. Фактически с конца марта спортивная жизнь в мире полностью остановилась на два с лишним месяца, полностью обвалив рынок беттинга. Единственным направлением для работы БК временно оказался киберспорт, позволивший в наиболее сложный период хоть как-то осуществлять профессиональную деятельность.
В целом кибеспортивная индустрия набирает популярность, и ей стоит уделить должное внимание.
Какие выгоды получают стороны
Взаимодействие футбольных клубов и букмекеров предельно понятно. Именно на футбол приходится до 87-90 % всего объема принимаемых ставок в зависимости от БК, соответственно, поклонники этого вида спорта являются основными клиентами БК. Наличие контрактов с клубами позволяет получить эффективную рекламную площадку, а также заполучить в клиенты болельщиков команды-партнера.
Для футбольных клубов выгода в первую очередь финансовая, так как они получают дополнительные деньги. Пусть в российском футболе суммы не очень высокие, они исчисляются десятками и даже сотнями миллионов рублей, позволяя командам покрывать определенную часть своих расходов.
Сотрудничество в цифрах
В общей сложности в российском чемпионате представлено девять букмекерских контор, из которых «Лига Ставок» и Winline являются выраженными лидерами с контрактами на сумму в 600 миллионов рублей у каждого. Распределение же этих средств кардинально разнится.
«Лига Ставок» является титульным спонсором чемпионата в целом, а не отдельных клубов, предоставляя РПЛ всю сумму в 600 миллионов. БК Winline инвестирует сразу в три российских клуба, имея контракты стоимостью по 200 миллионов рублей с лидерами отечественного футбола «Зенитом», «Краснодаром» и «Спартаком».
Контракт на 180 миллионов заключен между «ФОНБЕТ» и ЦСКА. Далее с результатом в 115 миллионов рублей идет БК BetBoom, причем больше половины этой суммы приходится на контракт с «Уфой» (60 миллионов), а остальная сумма – на «Урал» и «Арсенал».
Сумму в 100 миллионов вкладывает в футбол «Пари-Матч», причем она практически поровну делится сразу между четырьмя командами («Химки», «Тамбов», «Ахмат», «Сочи»). Инвестиции «1хСтавка» и «Марафон» несколько скромнее, 80 и 60 миллионов рублей соответственно, а BetCity и Bwin имеют контракты на 30 миллионов каждый.
Пандемия и дальнейшее сотрудничество
Контракты нынешнего года были подписаны еще до пандемии, поэтому букмекеры вынуждены их выполнять даже в сложный для себя период. Как будет в следующем году, предсказать сложно, но высока вероятность, что часть букмекеров сократит свое финансовое участие, стараясь компенсировать потери во время карантина, когда объем принимаемых ставок сократился на 90 %.
Многое будет зависеть от эпидемиологической ситуации конца текущего – начала будущего года. Если карантин в спорте вводиться не будет, то и спонсорские контракты будут достойными.