Нал пошел из ресторана. Более 70% пермяков расплачиваются в кафе банковской картой

Количество посетителей ресторанов в Перми, оплачивающих заказы банковской картой, растет. Сегодня таких более 70%. Сильнее всего страдают официанты

Автор: Яна Купрацевич

Все больше пермяков оплачивают заказы в ресторанах и кафе с помощью банковской карты. За год количество тех, кто расплачивается безналичным способом, выросло в несколько раз, иногда достигая 100% от всех счетов. По словам рестораторов, отсутствие наличных в кассе может тормозить рабочий процесс и создавать дисбаланс во внутреннем сальдо в бухгалтерии. Но сильнее всего страдают официанты, которые остаются без чаевых.


Если в прошлом году году соотношение наличной и безналичной оплаты составляло 50/50, то сегодня оплата по карте превысила 70%. Рестораторы признают, что эта тенденция неизбежна. На ее стороне – удобство и государственная политика по отказу от наличных денег.

По словам совладелицы Sister’s bar Алевтины Тютиковой, способ безналичного расчета в некоторые дни достигает 100%. «Бывает и такое, что за одну смену все заказы оплачиваются картой», – поделилась управляющий партнер Sister’s bar. Юрий Пирожков, совладелец сети ресторанов RestUnion («Халва», «Тсуру», Zlata Husa, Casa Mia), также отметил, что безналичные платежи ежегодно растут и на сегодня превышают наличный оборот.

При этом стремительно увеличивается число пермяков, оплачивающих заказ с помощью бесконтактных устройств – телефонов, часов, добавляет ресторатор Олег Ощепков. По его мнению, чем выше уровень заведения, тем больший объем занимает оплата по «безналу».

Для рестораторов такой исход создает дополнительные проблемы. Все-таки заведения привыкли работать с наличными, это ускоряет рабочие процессы, а деньги в кассе позволяют осознать, что бизнес процветает.

Мексикана-мама. За последние три года в Перми закрылись несколько ресторанов мексиканской кухни

Владельцы заведений говорят, что отсутствие наличных в кассе может привести к приостановке работы, срыву сделок и другим трудностям. Особенно сильно это сказывается на небольших кафе и на тех, кто все закупки производит на рынке, где купить товар можно только за наличные.

«Наличные, как правило, нужны для расчета по заработной плате, оплаты или предоплаты отгрузки продукции, часто эксклюзивной, которую нам доставляют из других регионов или стран. При оплате картой безналичные деньги поступают на счет юридических лиц не сразу, для этого требуется какое-то время. Это не критично, но все равно задержки тормозят работу», – говорит директор по развитию сети SMOKY DOG, SHEAMUS и CHESHIRE CAT Сергей Болотов. С ним соглашается и Алевтина Тютикова: «Мы используем наличные для покупки на фермерских рынках эксклюзивных продуктов, которых в магазине просто не найти».

Юрий Пирожков считает, что крупные ресторанные сети меньше страдают от отсутствия наличных средств. «Для крупных ресторанов, где закупки производятся также по безналу, проблем не возникает. Трудности могут быть у небольших заведений, где закупки продукции происходят на рынках за наличные. Для них сокращение платежей наличными критично», – добавляет ресторатор.

При отсутствии денег в кассе рестораторам приходится включать затраты на обналичивание. Затраты на это становятся ощутимы для микропредприятий с доходом менее 1 млн рублей и индивидуальных предпринимателей.

Отсутствие наличных коснулось и сотрудников заведений. Официантам повезло меньше всех. Теперь они явно недополучают чаевые: оставить их на карту посетители не могут, а наличных для этого часто нет. «При оплате безналом посетители часто отказываются от чаевых официантам. В некоторых странах чаевые входят в счет заказа, а потом включаются в заработную плату», – отмечает Юрий Пирожков.

«Согласно действующему налоговому законодательству, посетители не могут оставить чаевые на карту, это будет рассматриваться как дополнительная коммерческая выгода. В локальных заведениях маленьких городов Европы практически нет терминалов для оплаты, посетители расплачиваются только наличными. Там это обычная история. Но переход на безналичные способы оплаты – неизбежный тренд. Потому рестораторы будут стремиться к поиску инструментов, которые позволят легально перевести чаевые в электронный формат», – предполагает Олег Ощепков.