Вас здесь не стояло. За 2017 год состоялись только два аукциона по организации платных стоянок

Участники рынка говорят о его низкой рентабельности, и жалуются бизнес-омбудсмену на сложности в организации бизнеса

Автор: Владислав Гордеев

В 2017 году в Перми были реализованы права на аренду только двух муниципальных участков под размещение автомобильных стоянок. Первый находится рядом с домом на ул. Полевой, 9, его площадь составляет 2,21 тыс. кв. метров, а покупка права на аренду составила 1,096 млн рублей. Второй, площадью 2,39 тыс. кв. метров, располагается по ул. Полевой, 14, право на его аренду обошлось предпринимателю в 601 тыс. рублей. Оба находятся на территориях, отдаленных от центральной части Перми.

Найти арендаторов на такие участки крайне сложно. Некоторые площадки городские власти не могут сдать в аренду годами. В мэрии рассказали, что в прошлом году на торги неоднократно выставлялись еще три лота под размещение автостоянок, но желающих не нашлось. Так, городские власти четыре раза пытались реализовать участок площадью около 20 тыс. кв. метров западнее ул. Ласьвинской, 88, в 2016 году его выставляли на аукцион трижды. По два раза в 2016 и 2017 годах предпринимателям предлагали арендовать два участка южнее здания по ул. Гальперина, 10а (их площадь – 2,9 и 2,6 тыс. кв. метров соответственно).

«В связи с отсутствием заявок на участие в торгах пакеты документов по ним были возвращены в департамент земельных отношений администрации города Перми для дальнейшей проработки вопроса», – рассказали в пресс-службе.

Один из владельцев автомобильной стоянки, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре с Business Class выразил сомнение, что участки в отдаленных районах города могут заинтересовать предпринимателей.

Он отметил, что спрос на услугу во многом зависит от количества машиномест на конкретной территории. «Рядом с нашей стоянкой, например, находится завод, где мест на собственной парковке не хватает, плюс машины нередко забирает эвакуатор за нарушение правил. Поэтому рабочим проще припарковать свое транспортное средство на платной стоянке недалеко от места работы», – пояснил участник рынка. С этим мнением согласна и директор ООО «ТрансАвтоСтоп» Кристина Петрова.

Кристина Петрова:
– Сейчас стоянок в Перми в целом осталось немного – их выгодно размещать у домов, где не хватает парковочных мест, либо рядом с организациями. Кроме работников компаний мало кто оставляет машины на платной стоянке – это могут быть, например, жители области или соседних регионов, которые едут в аэропорт. Но они постоят две-три недели, и в следующий раз мы увидим их в лучшем случае через год.

По мнению г-жи Петровой, арендовать участки под стоянки в отдаленных территориях города не имеет смысла из-за низкой плотности застройки. Как правило, жильцы ставят машину во дворе, но даже если все места заняты, предпочитают бесплатно припарковаться поблизости.

Сносить или нет.

Один из острых вопросов, связанных с автомобильными стоянками, – борьба с незаконно установленными объектами. По данным Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов Перми, на 1 марта 2018 года в городе установлено 209 самовольных автостоянок. Большая часть из них находится в отдаленных от центра территориях: если в Ленинском районе их насчитывается только две (на улицах Пушкина и Подгорной), то в Индустриальном районе – 73, в Дзержинском – 38. Законных, официально зарегистрированных, согласно данным администрации, гораздо меньше – всего 166 (данные на 8 февраля 2018 года).

Общее число незаконных стоянок, которые не учтены в реестре, по словам предпринимателей, подсчитать невозможно, но они есть «чуть ли не в каждом дворе». По разным оценкам, в городе их может быть от 500 до 1000 штук, и даже больше. «В одном только Индустриальном районе таких огороженных участков, как минимум, сотня – а он небольшой относительно других», – полагает собеседник «bc».

Участники настаивают: этот нелегальный бизнес приносит невысокий доход: приблизительно 20-50 тысяч рублей в месяц в зависимости от площади огороженного участка и дальности расположения от центра города. «Стоянка в обычном пермском дворе вмещает 10-15 машин. Если с каждого автомобиля получает в среднем 100-200 рублей в день. За месяц выходит сумма порядка 30-40 тысяч рублей, но только при постоянном спросе», – рассказал один из предпринимателей. Таким образом, ежегодный оборот теневого рынка автостоянок в Перми, по разным оценкам, составляет от 180 до 600 млн рублей в год.

Шиш расселенный. Мэрия Перми рассказала о планах по расселению аварийного жилья до 2022 года

Администрация Перми ведет ежегодную работу по демонтажу незаконных стоянок в порядке, установленном действующим законодательством. Как сообщили в пресс-службе, в 2013 году в городе были демонтированы 90 объектов, в 2014 году – 23 объекта. В 2015 году по решению власти был осуществлен принудительный снос 59 автостоянок, еще 36 – в добровольном порядке.

«За 2016 год на территории города Перми в добровольном порядке владельцами объектов демонтированы 20 автостоянок, в принудительном порядке – 60 автостоянок. В 2017 году – 32 и 63 объекта соответственно», – комментируют в пресс-службе городской администрации.

Как сообщили в администрации Перми, начальная цена на право заключения договора аренды земельного участка под автостоянку определяется в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки.
Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельных участков, расположенных на территории Перми, является рыночная стоимость такого земельного участка, также определенная по итогам оценки.
«В соответствии с федеральным Земельным кодексом органы государственной власти субъектов России вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в их собственности, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», – прокомментировали в администрации Перми.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки утвержден законом Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК и решением Пермской городской думы от 24.03.2015 №68 «О плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности». Согласно этим документам, размер арендной платы за земельные участки определяется в процентном отношении 1,5% и 4% соответственно от кадастровой стоимости участка.

В 2017 году к краевому бизнес-омбудсмену Вячеславу Белову обратился предприниматель, чью автостоянку в Орджоникидзевском районе Перми пытались демонтировать.

Бизнесмен в течение нескольких лет использовал земельный участок на основании договора аренды. Когда срок действия договора истек, владелец стоянки в отсутствие возражений со стороны арендодателя продолжил пользоваться участком – таким образом, по нормам Гражданского кодекса РФ, он продлевался на неопределенный срок.

Впоследствии уполномоченный орган местного самоуправления направил в адрес предпринимателя уведомление о досрочном расторжении договора аренды. Об этом стало известно только после получения определения краевого арбитража о назначении разбирательства. Однако еще до вынесения судебного решения администрация Орджоникидзевского района разместила уведомление о демонтаже объекта», – рассказали в аппарате бизнес-омбудсмена Пермского края.

По результатам рассмотрения дела арбитраж вынес решение в пользу органа власти, однако еще до его вступления в законную силу муниципалитет снова попытался демонтировать автостоянку. Только после обращения омбудсмена в департамент земельных отношений администрации Перми работы по демонтажу были остановлены.

Депутат Пермской городской думы Арсен Болквадзе считает, что вместо демонтажа незаконных автостоянок необходимо помочь предпринимателям вывести бизнес в легальную плоскость.

Удлинить и увеличить. В минтрансе показали, каким образом выпрямят шоссе Космонавтов

«Автомобильные стоянки – это не только вид бизнеса, но еще и услуга, необходимая жителям города. Весь центр города сейчас стал зоной платной парковки, оставлять автомобили на улицах запрещено, а позволить себе личный гараж в центре города могут только единицы. В этих условиях стоянки выполняют важную функцию, и если они не мешают жителям домов, не нарушают требований ГИБДД, МЧС и других служб, необходимо помочь их легализовать. Например, предложить их операторам заключить договор, если это до сих пор не сделано, официально оформить земельный участок в аренду», – рассказал депутат.

По мнению г-на Болквадзе, текущие методы борьбы с незаконными стоянками не особо эффективны и не приносят пользу автомобилистам, которые размещают на них своих транспортные средства.

Арсен Болквадзе:
– Сейчас борьба с этим бизнесом происходит примерно так: находят незаконную автостоянку, и вместо того, чтобы помочь собственнику официально оформить бизнес, демонтируют – сносят забор и сторожевую будку. Считается, что стоянку убрали. Но машины после этого никуда не исчезают, они остаются на месте. В лучшем случае за ними никто не приглядывает, в худшем – рядом ставят какую-нибудь машину, которая продолжает собирать деньги. Снести все нетрудно, но машин в городе меньше не становится, а люди не меняют место жительства. Они все равно будут вечером ставить машины у дома и уезжать утром. Просто нужно сделать процедуру оформления аренды более прозрачной.

Бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов рассказал, что предприниматели обращают внимание, с одной стороны, на отсутствие понятной информации о порядке размещения автостоянок, с другой – на большое количество действующих незаконных стоянок.

«На мой взгляд, в рамках подготовки города к 300-летию ради удобства жителей и автовладельцев нужно срочно подготовить стратегию развития стоянок, выделить под них земельные участки и провести конкурсные процедуры по их строительству или обустройству», – считает г-н Белов.


Без мойки не стоят.

Одна из частых жалоб – сложности с приобретения права аренды на размещение договоров аренды. Предприниматели говорили об этом еще в 2015 году – тогда некоторые из них говорили, что в числе конкурсной документации департамент земельных отношений требовал представить документы по межеванию участка, из-за чего предприниматель еще до участия в конкурсе должен был потратить 50 тыс. рублей. Аналогичные проблемы возникают и сейчас.

До каждого собственника. К осени все собственники бизнеса обязаны привести вывески к стандарту

В 2017 году предприниматель сообщил уполномоченному, что при выборе земельного участка под автостоянку необходимо провести кадастровые работы за счет заявителей и разработку проекта. Расходы на начальном этапе – 50-70 тыс. рублей. Кроме того, для дальнейшего участия в торгах необходимо внести залог в размере 50% от начальной цены предмета торгов. В случае обратившегося предпринимателя начальная цена участка была 3,75 млн рублей, следовательно, он был обязан внести 1,87 млн рублей задатка.

«В случае признания аукциона несостоявшимся либо признания другого победителем другого участника, потраченные средства на межевание и проект заявитель теряет», – рассказал Вячеслав Белов.

В разговоре с Business Class владельцы автостоянок также отмечают низкую доходность этого бизнеса.

«Автостоянка как вид бизнеса в целом крайне нерентабельна, если не предоставлять дополнительных услуг вроде мойки, штрафстоянки и так далее. Зимой нужно убирать снег, платить сторожу, отчислять налог на землю – если сложить все расходы, в лучшем случае уйдешь в «ноль». Этот бизнес может быть доходным при наличии большого количества постоянных клиентов, которых, кстати, непросто найти. Но и в этом случае деньги небольшие», – рассказал один из предпринимателей.

Директор ООО «ТрансАвтоСтоп» Кристина Петрова считает, что плата за аренду земельных участков в Перми высока, так как для организации бизнеса территория зачастую требует дополнительных вложений.

«Если учитывать все риски этого бизнеса, необходимость уплотнять землю – по грязи ведь никто не поедет – и другие вложения, цена аренды, на мой взгляд, должна быть минимальной», – считает г-жа Петрова.

Количество незаконных автостоянок, демонтированных в Перми за 2013-2017 годы.

ГодВ принудительном порядкеВ добровольном порядке
201390
201423
20155936
20166020
20176332

Источник: пресс-служба администрации города Перми.