Разогнаться до 50. Бензин продолжает дорожать

Эксперты предполагают, что в новом году цена за литр превысит 50 рублей.

Автор: Татьяна Плетнер

Биржевые цены на бензин достигли рекордных значений за год. В период с 7 по 13 ноября оптовые цены на топливо АИ-92 выросли на 2,3% и достигли значения 42,85 тыс. рублей за тонну. АИ-95 подорожал на 1,7%, до 44,99 тыс. рублей за тонну. Эксперты отмечают, что подобные показатели не характерны для сезонного российского рынка, поскольку с наступлением холодов традиционно следует снижение оптовых цен.

Одной из основных причин роста ценника стала остановка работы каталитического крекинга на московском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) «Газпромнефть». Сама компания так прокомментировала ситуацию: что остановка связана с плановой оптимизацией технологического режима. По расчетам аналитиков, прерывание работы привело к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю. Реакция трейдеров послужила источником увеличения стоимости нефтепродуктов. Однако многие эксперты отвергают мысль о том, что остановка работы могла сильно повлиять на ценовую категорию бензина. По их мнению, это лишь одна из причин, но ключевые факторы другие.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша уверен, что повышение цен на бензин непосредственно связано с ростом налоговой нагрузки. По его словам, ежегодно увеличиваются акцизы на топливо и налог на добычу полезных ископаемых, что и сказывается на цене. По словам Сергея Ворновского, генерального директора «АвтоСпецЦентр KIA Каширка», 60% стоимости бензина формируют такие налоги и сборы, как акциз, НДПИ, вывозная пошлина. «Во многих нефтедобывающих странах государство, наоборот, устанавливает минимальные налоги для компаний, занимающихся производством и продажей бензина. В США, например, налоги формируют цену топлива только на 22%. Похожей ценовой политики придерживается Саудовская Аравия и Венесуэла. Но бывает и так, что страны-экспортеры нефти завышают стоимость бензина для своих граждан. Такие меры проводит, например, Норвегия. Россия, видимо, выбрала второй путь», – поясняет Сергей Ворновский.

Сергей Ворновский напоминает, что от снижения налоговых ставок может пострадать наполняемость бюджета страны. «Кроме того, в правительстве неоднократно заявляли о необходимости выравнивания цен на внутреннем и внешнем рынках. Это значит, что все меры государства должны быть направлены на стимулирование экспорта нефти за счет уменьшения размера экспортной пошлины и на компенсирование понесенных от этого расходов за счет увеличения внутренних ставок», – добавляет Сергей Ворновский.

На минувшей неделе Совет Федерации одобрил повышение ставки акцизов в 2018 году. Согласно документу, с начала будущего года тариф поднимется на 10,7% и достигнет отметки в 11,21 тыс. рублей за одну тонну. С 1 июля ее поднимут повторно до 11,89 тыс. рублей за тонну, и на 12,7% вырастут акцизы на дизельное топливо. Аналитики считают, что рост налогов на рынке нефтепродуктов связан с желанием правительства увеличить бюджетные поступления. Вырученные деньги от индексации акцизов в следующем году планируют направить на финансирование инфраструктурных проектов в отдельных районах страны.

Третьей причиной послужил рост цен на мировом рынке нефти. За последние полгода стоимость возросла с 47 долларов до 64 долларов за баррель. Увеличение курса параллельно должен укреплять российский рубль, однако сегодня наблюдается обратный процесс. Падение рубля и рост цены на нефть приводит к тому, что крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгодно экспортировать нефтепродукты, при этом сокращая поставки на российские НПЗ.

Эксперты предполагают, что в новом году стоимость литра бензина превысит отметку 50 рублей за литр. Согласно прогнозам, цена на топливо АИ-92 в 2018 году может составить 51,85 руб., на АИ-95 возрастет до 53,35 руб., а в дизельном топливе ценовая отметка достигнет 53,95 руб. Однако по заявлению ФАС предполагаемый прогноз связан с рыночными спекулянтами, которые купили бензин у трейдеров и хотят продать его дороже. Федеральная служба поясняет, что ближайшие 10 лет цена на топливо не будет превышать уровень инфляции в стране.

По оценкам Сергея Ворновского, косвенно росту цен на бензин в России способствует увеличение цен на европейском рынке. «Стандартными темпами роста стоимости бензина в РФ можно назвать прирост на 1,5-2 рубля в год. С учетом проводимой государственной политики стоимость автомобильного топлива может увеличиться и на 3-5 рублей. Нефтяники сильно зависят от проводимой государством политики, поэтому вполне закономерно, что они поддерживают курс правительства, направленный на выравнивание цен на бензин на внутреннем и внешнем рынках. Саму эту политику можно объяснить, например, тем, что государство сегодня стремится к популяризации энергосберегающих технологий, отказу от углеводородного топлива и переходу на электроэнергетику в транспорте», – объясняет г-н Ворновский.

Сегодня средняя потребительская цена на бензин в целом по стране составляет 38,72 руб. за литр. По данным Пермьстата, в Пермском крае цена на топливо за последний год увеличилась на 5,32%. Средняя стоимость бензина АИ-92 в Прикамье составляет 37,26 руб., АИ-95 – 39,5 руб. и ДТ – 39,83 руб.

При этом российский рынок нефтепродуктов не испытывает недостатка топлива, за последний месяц отмечается рост нефтяных резервов на 1 млрд тонн. Россия нарастила запасы нефти до 15 млрд тонн нефтяного эквивалента, что является рекордом за последние 7 лет и одним из самых высоких показателей прироста резервов в мире. Эксперты отмечают, что на этот рост повлияло заключенное соглашение по добыче нефти со странами ОПЕК.


Источник – natrakte.ru