Минус премиум

Продажи новых автомобилей в Пермском крае выросли почти на треть. Популярность массовых брендов увеличивается, тогда как в премиум-сегменте динамика отрицательная.

Автор: Кристина Суворова

Продажи новых легковых автомобилей в Пермском крае по итогам девяти месяцев 2017 года выросли на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь-сентябрь в регионе реализованы 23 015 автомобиля. Почти три четверти от этого объема составляют машины пяти наиболее популярных марок.

Более 40% проданных автомобилей приходится на лидера рынка – LADA. Продажи отечественного бренда выросли на 48,3%. По динамике его обошли только Daewoo, имеющий незначительную долю на рынке, и KIA. Корейская марка превзошла собственный прошлогодний результат почти вдвое. Флагманом продаж иномарки в течение года выступает доступная модель KIA RIO – более половины покупателей выбирают именно ее. Кроме того, в ноябре 2016 года в Перми появился третий официальный дилер марки. Им стала компания «КИА Центр Прикамье», близкая структурам «Вега-Моторс», которая уже реализует машины этого бренда в Перми на шоссе Космонавтов, 198. Летом этого же года продажами KIA занялся «Сатурн-Р», выкупив автосалон у «ДАВ АВТО».

В результате KIA увеличила долю на рынке до 9,6%, сократив отставание от Renault, который обеспечил 11,1% от общих продаж, и сохранил второе место по востребованности в регионе. По итогам третьего квартала реализовано на 14,4% больше автомобилей Renault, чем в 2016 году. Nissan увеличил продажи на 41,9%, Toyota – на треть. Японская марка заняла четвертое место рейтинга, вытеснив Hyundai, который находился на этой строчке по итогам полугодия.

Сейчас Hyundai – одна из немногих марок в ТОП-10 по продажам, показавшая отрицательный результат (минус 2,7%). Помимо корейского бренда «в минусе» Chevrolet (–14,4%) и УАЗ (–0,4%). Ранее значительный рост демонстрировал УАЗ (+43% по итогам шести месяцев). Весной 2016 года бренд получил нового дилера в Перми – «Брайт парк». На тот момент компания стала четвертым представителем марки, а на сегодняшний день осталось только два дилера. «ДАВ АВТО» и «ГРУЗАВТОИМПОРТ» больше не числятся в соответствующем списке на сайте производителя. «Продажи бренда росли в течение всего прошлого года, так как базой для сравнения были итоги работы дилеров, функционировавших в 2015 году, некоторые из которых на сегодня уже ушли с рынка. Сейчас показатели сравниваются с теми, в которых есть и наш результат», – рассказал Олег Долженков, директор компании «Брайт парк», официальный дилер LADA и УАЗ.


Премиум падает

Среди автомобилей, показавших наибольшее падение продаж, – четыре китайских бренда, а также автомобили высокого ценового сегмента. Сразу несколько марок перестали продаваться в Перми совсем. За девять месяцев в Пермском крае не зарегистрировано ни одной новой Brilliance, Haima, Geely, Infiniti и Honda. Последняя лишилась официального дилера в Перми еще в конце 2015 года. Однако «Автохолдинг на Восстания» распродавал автомобили в наличии, и в 2016 году было зарегистрировано пять новых Honda. В 2017 году – ни одной. Единственный в Перми представитель марки Infiniti «Восток Моторс» перестал заниматься продажами бренда в мае 2017 года.

Из автомобилей, которые по-прежнему представлены в Перми, сильнее всего сократились продажи Jeep – на 90% (с 10 до 1 автомобиля). Отрицательную динамику показали марки высокого класса: в частности, Peugeot (–57,1%), Mitsubishi (–52,4%), Subaru (–53,1%). Среди анализируемых премиальных брендов исключение составляет Volvo (+30%), а также Jaguar. Его продажи выросли на треть (с 12 до 16 автомобилей). А Land Rover оказался в минусе (–25,6%), продав 32 авто против 43 в 2016 году.



Стоит отметить, что в период, когда кризис на авторынке Перми проявился наиболее сильно, наблюдалась противоположная тенденция. В январе-апреле 2015 года, когда общие продажи новых автомобилей провалились на 60%, продажи Porsche выросли на 61%. Сравнительно стабильными оставались марки верхнего ценового сегмента – Lexus, Mersedes и BMW. По итогам девяти месяцев 2015 года ситуация существенно не изменилась. Росли продажи одного только Porsche. А BMW, Citroen и Peugeot в Пермском крае показывали более высокие результаты, чем в среднем по России.

«Премиум действительно менее подвержен негативному воздействию в кризисные периоды. Но линейки брендов широки, и производители активно заигрывали со средним сегментом, предлагая более доступные модели, например, Mercedes с передним приводом, модели Audi A3 седан, BMW X1 и другие. Продажи именно таких авто сейчас под давлением. Продажи S-класса или X5, смею предположить, не изменились. Динамика Porsche может быть связана с тем, что нынешний Cayenne давно на рынке, и люди ждут скорого выхода нового поколения. В целом закономерность, согласно которой высокий ценовой сегмент меньше реагирует на спад в экономике, продолжает работать и внутри группы премиальных брендов», – рассуждает Олег Долженков.