​Фильм «Прочь»: недорогой камерный проект или вялотекущий триллер

Продукт: «Прочь»

Режиссер: Джордан Пил


ЗА

На фоне пафосных премьер вроде очередного эпика Гая Ричи порой блекнут менее дорогостоящие, но крепкие проекты. Так могло произойти с фильмом «Прочь» режиссера Джордана Пила, но, к удивлению многих, не произошло – и лента, бюджет которой составляет менее 5 миллионов долларов, собрала в прокате почти 230 миллионов. Что еще более удивительно, картина получилась канонической для своего жанра – никакой дешевизны («Ведьма из Блэр») и операторских фокусов («Паранормальное явление») – только сюжетное напряжение, загадки и кровища в самом конце.

Знакомство с родителями подружки не предвещает молодому фотографу Крису Вашингтону из Нью-Йорка ничего хорошего, ведь семья Армитажей принадлежит к элитному обществу и живет в уединенном загородном доме. Если бы он только знал истинную причину своего приглашения, то немедленно бросился бы прочь, как и призывает название ленты.

Приметы будущей развязки разбросаны по всему повествованию и позволяют зрителю составить о ней общее впечатление уже ближе к середине фильма. Почему так странно ведут себя садовник и служанка в доме Армитажей? Как среди гостей на званом ужине оказался молодой человек, которого полицейские объявили без вести пропавшим еще полгода назад? Зачем мать девушки погрузила Криса в гипноз без его ведома?

И если сначала выходки прислуги и высокомерие друзей дома Армитажей герой воспринимает как забавную безуминку, то вскоре у него возникает необходимость найти всем поступкам логичное объяснение – без этого не представляется возможным вырваться прочь из этого проклятого царства аристократической вседозволенности.

Сюжет, который будто по нисходящей спирали увлекает зрителя к сердцевине злодейского замысла, незначительно спотыкается лишь пару раз – «бог из машины» явит себя Крису в виде всезнающего спасителя, его лучшего друга, однако общее впечатление от ленты останется положительным: оккультные интриги, зловещие намеки, гипнотические видения и так далее, – кажется, что герою не выйти из дома у озера живым, а зрителю из кинотеатра – равнодушным.

«Прочь» – недорогой камерный проект с клаустрофобской атмосферой, который доказывает, что качественный продукт должен быть прежде всего продуманным. Продуманным как с точки зрения драматургии, так и исполнителей. Достоверность актерской игры в подобных фильмах – половина дела, недостаточно просто разевать в ужасе рот и округлять глаза. И это гораздо более важно, чем «историческая достоверность», например, в очередном дорогостоящем эпике Гая Ричи.


ПРОТИВ

Кризис жанра фильмов ужасов достиг такого масштаба, что удачные проекты последнего времени можно сосчитать по пальцам одной руки, и, к сожалению, «Прочь» не относится к этой малочисленной серии. Если раньше публику пугали призраками и серийными убийцами, то теперь в ходу аристократы-заговорщики, которые завлекают в свой особняк ничего не подозревающих молодых людей, чтобы загипнотизировать их и использовать в своих бесчеловечных экспериментах.

Совершенно нелепая завязка вынуждает главного героя бороться с демоническими родителями своей девушки и их довольно шизофреническими друзьями. Тайная секта, которая, как выясняется, сгубила множество ни в чем не повинных студентов, действует, судя по всему, на протяжении долгих лет (и вершит свои преступления не слишком изящно), но каким-то образом ей удается не попасться на глаза правоохранительным органам или хотя бы прессе.

Строго говоря, «фильм ужасов» – это слишком комплиментарное определение того, что вам предстоит увидеть. Главный герой очень долго старается убедить себя, что подозрительное поведение окружающих – это лишь следствие их скверного чувства юмора. И даже когда становится очевидным, что в заговор вовлечена его девушка, пленник по-прежнему сохраняет наивный настрой и раздражает зрителей своей инфантильностью.

Еще больше вопросов вызывает халатное отношение к своему преступному делу похитителей. Вместо того чтобы захватить «подопытного кролика» силой, они предпочитают долгие прелюдии и погружение в гипноз – эти методы в итоге и приведут к предсказуемому краху их зловещей империи.

Вялотекущий триллер обращается в кровавую поножовщину; создатели картины будто решили – раз уж не получилось саспенса, давайте ужаснем их расчлененкой!

Составленная из штампов и комичных поворотов сюжета, лента в итоге напоминает не фильм ужасов, а подростковую страшилку. Она о том, как темной-темной ночью молодой фотограф оказался заперт в подвале незнакомого дома. Его похитители намеревались провести «трансплантацию» чужого сознания в его тело, а все из-за того, что он влюбился не в ту девушку…

Возможно, формат криминальной драмы спас бы эту историю, но, вероятно, он показался слишком скучным ее рассказчикам. Поэтому «Прочь» насытили «скримерами», залили кровью и слезами. Зрителей приволокли к хэппи-энду, которого ничто не предвещало. В этом плане «Прочь» – это действительно неожиданный и «поразительный» фильм.


18+