Фильм «Поезд в Пусан»: специфический продукт или качественная и динамичная картина

Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне.

Продукт: «Поезд в Пусан»

Режиссер: Ен Сан-Хо

ЗА

Фильмы о зомби-апокалипсисе до этого момента были прерогативой Голливуда – без серьезного бюджета снять что-то более или менее удобоваримое на данную тему крайне затруднительно. Жанр, устойчивый интерес к которому в последнее время подогревают лишь «Ходячие мертвецы», очевидно, еще долго будет будоражить умы диванных эсхатологов. В этот раз взбудораженным оказался постановщик из Южной Кореи Ен Сан-Хо. К Голливуду он не имеет никакого отношения – это скромный ремесленник, который до «Поезда в Пусан» специализировался на анимационных лентах. Однако его дебютный игровой фильм получился не просто азиатской страшилкой, но вполне качественной и динамичной картиной, которая уж по крайней мере обгоняет «Ходячих…» по части лаконичности.

У маленькой Су-ан день рождения. Девочка живет с отцом в Сеуле и очень хочет отправиться к маме в Пусан. По дороге случается непредвиденное, и на страну обрушивается загадочный вирус. Пассажирам поезда в Пусан – единственного города, отразившего атаки вируса, – придется бороться за выживание и прорываться сквозь объятые заразой провинции, а также противостоять инфицированным, которые успели забраться на борт поезда. Все самое страшное и самое важное еще впереди. И, конечно, чтобы выжить, недостаточно быстрее всех бегать и уметь обороняться – гораздо значимее сохранить человечность и веру в лучшее.

Лента не предлагает зрителю ничего революционного, и приметы жанра узнаются невооруженным взглядом, но интереснее не их наличие, а то, как режиссер комбинирует и преображает их в рамках выдуманной фабулы. «Поезд в Пусан», как можно догадаться из аннотации, – это роуд-муви. Место действия (скоростной состав) придает всему сюжету мощный импульс. И даже во время статичных сцен герои постоянно находятся в движении, их нацеленность на пункт назначения и постоянно возникающие преграды заставляют зрителей пристально следить за происходящим – так неопытный путешественник опасается пропустить нужную станцию.

Любопытна и прокатная судьба «Поезда…» – фильм вышел аккурат в период затишья перед январским бумом «рождественских» и «оскаровских» хитов – и занял голубой океан неудовлетворенного спроса. На фоне невнятных «Союзников», заумного «Под покровом ночи» и откровенно неудачного продолжения «Плохого Санты» фильм «Поезд в Пусан» выглядит компромиссным и почти идеальным решением для тех, кому хочется незанудного зрелища. Под конец года все мы немного зомби – и расслабить мозги будет совсем не зазорно.

ПРОТИВ

Азиатские ужастики – довольно специфический продукт для среднестатистического европейца: плеяда «Звонков» и «Проклятий» доказала, что Старый свет теряет свои устойчивые позиции на территории хорроров. Режиссеры и сценаристы из Южной Кореи решили пойти дальше и покорить еще одну высоту – жанр зомби-апокалипсиса, который, строго говоря, изначально не входит в топ-лист фобий восточного человека, ведь в большей степени здесь опасаются злых духов и прочих призрачных сущностей. Отсюда вывод, что картина изначально была сориентирована на европейский рынок. Но принять ее такой, какая она есть, россиянину (англичанину, немцу и т.д.) будет непросто.

«Поезд в Пусан» – цветастая экзотика, подобие спагетти-вестерна – вольный пересказ чужих идей. Режиссер, явно выросший на европейском и американском кино, старается копировать приемы, ракурсы, героев: заражение происходит из-за ошибки на высокотехнологичной фабрике («Обитель зла»), завязка построена на семейных и «родственных» мотивах («Ходячие мертвецы»), герои держат оборону в камерной обстановке («Рассвет мертвецов»). Можно устроить викторину и попытаться угадать, что в фильме было придумано режиссером Ен Сан-хо – таких моментов наберется не слишком много.

Предсказуемым является даже то, что главным врагом героев в конечном итоге выступят не зомби, а другие выжившие – те, которые думают только о себе и готовы бессовестно подставить своих товарищей по несчастью ради целости собственной шкуры. Еще более очевидно, что такая мотивация будет пересилена отчаянной жертвенностью и самоотдачей. Спастись – а как же иначе? – смогут лишь те, кому есть что терять кроме своей жизни.

Пожалуй, несколько обескураживает лишь концовка. Картина настолько беспросветная и пессимистичная, что в конце диву даешься, как это кому-то удалось уцелеть. Думается, что у режиссера просто не поднялась рука на детей и беременных женщин, по крайней мере, за это скажем ему спасибо. В течение всего фильма зритель станет свидетелем такого количества эпизодов разудалой жестокости, что добраться до финала получится не у всех.

Конечно, создатели картины следуют в русле американской традиции и не дают зрителям прямой надежды на то, что впоследствии все будет хорошо. Обычно такие открытые финалы – явный намек на продолжение «сериала», но в данном случае экзотичный «Поезд в Пусан» явно подошел к конечной станции. Здесь те, кто умудрился выжить, зададутся вопросом, что будет дальше и зачем они, собственно, сюда прибыли. И эти вопросы, скорее всего, останутся без ответа.


16+