Умница Уилл Паркинг. Первая неделя действия системы платных парковок подходит к концу. Посчитали доходы бюджета и изучили последствия для бизнеса

С начала работы платных парковок в центре Перми прошла рабочая неделя. Business Class узнал, как нововведение повлияло на городской бюджет, общественный транспорт, рестораны и аренду недвижимости.

Городской бюджет

Одной из целей введения платных парковок объявлено решение проблемы загруженности улично-дорожной сети. В основном это затронуло тех пермяков, кто приезжает в центр города на работу и оставляет автомобиль у офиса. Именно они станут основными пользователями услуг платного паркинга.

«bc» подсчитал, какая сумма уйдет в бюджет города из кармана пользователей платных стоянок. Всего предусмотрено 2500 парковочных мест. Учитывая, что стоимость одного часа парковки — 15 рублей, водителю, оставившему автомобиль на время 8-часового рабочего дня, придется заплатить 120 рублей. На первый взгляд сумма небольшая. Но за неделю она составит 600 рублей, а за месяц — 2400-2700 рублей.

Плата за парковку зачисляется в бюджет города. В случае, если парковки будут заполнены на 80-90% (предел, о котором ранее говорили в пермской дирекции дорожного транспорта), за каждый будний день в бюджет города поступит 270 тыс. рублей (в неделю эта сумма увеличится до 1 млн 350 тыс., а за месяц составит 5 млн 940 тыс. рублей).

Если же платные парковочные места заполнятся на половину, то за месяц бюджет пополнится на 3 млн 300 тыс. рублей и на 1 млн 980 тыс. рублей при условии, что заполненность паркинга составит 30%.

Общественный транспорт

Работа общественного транспорта не изменится, а вот его заполняемость, вероятно, да. Перевозчики отмечают, что сейчас рано делать прогнозы. И причина даже не в том, что с введения системы платного паркинга прошло мало времени. В основном это связано с сезонным изменением пассажиропотока. Ежегодно с 20 июня по 20 августа пассажиропоток уменьшается, поскольку большинство пермяков покидает город на летние каникулы. Но с наступлением осени эти изменения произойдут.

«По логике заполняемость общественного транспорта возрастет за счет пермяков, приезжающих на работу в центр. Они встанут перед выбором оплачивать парковку за 8-10 часов или же отказаться от автомобиля и пересесть на общественный транспорт. Те, кто ездит в центр исключительно по делам, от автомобиля, естественно, не откажутся», — говорит Александр Стерлягов, директор некоммерческого партнерства «Новый Альянс».

Офисы

Бизнес старается приспособиться к платному паркингу. Некоторые ищут офис вне зоны платных стоянок, другие склоняют арендодателей к скидкам. Однако, эксперты отмечают, что говорить о сложившейся системе сейчас не приходится.

В поисках нового офиса на данный момент находится PR-агентство «МАРТ», основное условие — «помещение должно быть в центре, но за пределами платных парковок». Свое желание разместить офис подальше от платной автостоянки предприниматели объясняют финансовой нагрузкой на сотрудников. «Введение платных парковок в центре повлияло не столько на наших клиентов, взаимодействие с ними возможно и при этих условиях, сколько на сотрудников компании, — говорит Любовь Анкудинова, директор PR-агентство «МАРТ». - У многих в компании есть личный автомобиль, и новая финансовая нагрузка, естественно, сказывается. Но поскольку наша работа принципиально не зависит от территориального размещения, то смысла держаться за центр и платить за стоянку нет».

Но, по мнению Екатерины Пахомовой, руководителя АН «Территория», такое поведение предпринимателей не станет общегородским трендом. «Предпринимателей, готовых сменить офис в центре на площадку за пределами платных парковок, окажется не так уж много, — считает Екатерина Пахомова, — Скорее это будут единичные случаи, поскольку для развития бизнесу необходимо «крутиться» в деловом центре. Для некоторых бизнесменов размещение офиса в зоне платной парковки станет принципиальным вопросом, и они предпочтут переехать подальше».

В то время как одни предприниматели ищут офисное помещение подальше от зоны платных парковок, другие извлекают из этого выгоду. По словам предпринимателей введение платных парковок уже ведет к снижению цен за аренду офисов. «После запуска платных парковок по инициативе владельца здания нам понижают плату с 800 до 680 рублей за «квадрат». Условием получения такой скидки является своевременная оплата аренды», - сообщил информационному агентству «ТЕКСТ» руководитель одной из компаний, снимающей офис в центре города.

Мнения экспертов по поводу изменения процентной ставки на аренду офисов в центре после введения платных парковок разделились. Одни говорят о том, что арендодатели при сдаче площадей не гарантируют обеспечение парковочными местами. Несмотря на это, арендаторы всегда находятся. «В городе достаточно мест, совсем не обеспеченных парковками. И даже это не влияет на сдачу в аренду офисного помещения», — отмечает г-жа Пахомова.

Другие эксперты отмечают, что именно арендаторы, используя введение платных парковок как причину, выступают инициатором снижения цены арендной платы. «Все же такие практики не повсеместны, — добавляет руководитель АН «Территория», — Да, некоторые собственники недвижимости пойдут на уступки, исходя исключительно из личных мотивов. Но в большинстве случаев этого не произойдет, так что говорить о системном снижении процентной ставки на аренду офисных площадей нельзя».

Бесплатные парковки

Некоторые бесплатные парковки при торговых и офисных центрах могут стать платными, говорят собственники площадок. Владелец торгового центра «Алмаз» Александр Репин еще не знает, на сколько изменилась загруженность бесплатной стоянки торгового центра. «Если парковка на дороге стала платной, мы плату тоже введем, — заявил г-н Репин изданию «Коммерсант-Прикамье». — Иначе как нашим покупателям парковаться? Ну и, конечно же, эта плата будет выше той, что установлена на платных стоянках».

Есть и те компании, которые не планируют брать плату за стоянку авто. «И ЦУМ, и Универсам имеют свои бесплатные парковки, предназначенные для клиентов и сотрудников», — отмечает г-жа Жданова. - Вероятно, люди будут стараться занимать именно бесплатные парковки при торговых центрах. Если клиентам не будет хватать мест на этих площадках, то сотрудники освободят места, это предусматривает политика компании. При большом трафике, к примеру, в период новогодних праздников мы заранее договариваемся с другими площадками, где сотрудники могут разместить личный транспорт».

Рестораны

Рестораны в центре города также оказались окружены платными парковками. Но изменений в работе заведений это не предвещает, поскольку отрасль и без того переживает нелегкие времена.

«На данный момент жители Перми только приспосабливаются к новому институту. Со временем они, так или иначе, привыкнут к этой практике, — говорит Юрий Пирожков, директор по развитию сети RestUnion. — На данный момент делать какие-то серьезные выводы о влиянии платного паркинга на количество посетителей ресторанов в центре города преждевременно. На мой взгляд, новая система не должна сильно сказаться на посещаемости заведений. Для клиентов, в первую очередь, важен сам факт наличия парковки. А ее платность не станет фактором, влияющим на принятие решений о походе в ресторан».

Взять на себя оплату парковки для посетителей заведения пока не готовы. «Вряд ли собственники пойдут на дополнительные затраты и станут оплачивать посетителям парковку. Во всяком случае, на данный момент для наших ресторанов такой возможности мы не рассматриваем», — резюмировал Юрий Пирожков.