В поисках Буба


Корреспондент Business Class побывал в селе, где жила женщина, отдавшая все сбережения на самолет для фронта, и выступает уникальный ансамбль бабушек

Business Class продолжает серию репортажей, посвященных путешествиям по Пермскому краю. По рекомендации специалистов дома народного творчества «Губерния» мы отправились в село Буб, которое находится в Сивинском районе, недалеко от границы с Кировской областью. Рядом протекает одноименная река – правый приток Обвы.

С 1795 года Буб имел статус сельца (небольшое поселение без церкви, но хотя бы с одним помещичьим двором и несколькими крестьянскими избами), а с 1863-го, после постройки Александро-Невской деревянной церкви, стал селом. В 1918 году его территорию и прилегающие волости охватило крупнейшее в Прикамье Сепычевское восстание крестьян.

Сейчас в селе есть Дом культуры, универмаг, почтовое отделение, современное сельхозпредприятие, общеобразовательная и музыкальная школы, детский сад и библиотека. Живут в Бубе около 1000 человек. И все, от школьников до пенсионеров, могут рассказать выученную назубок историю об односельчанке, которая в годы Великой Отечественной войны продала свое имущество и вырученные средства, по словам местных, отдала на строительство боевого самолета для Красной Армии.

Как же я так, недопетрила-то. Цветы нужно было взять. Который раз прихожу, и все забываю. – Вера Ивановна, внучатая племянница знаменитой жительницы села Буб, Матрены Ивановны Яковлевой, шурша длинной юбкой по слегка помятой траве, ведет нас к могиле тетушки. Женщина пробегает пальцами по листьям ландышей, которые она посадила в прошлом году, и стирает пыль с черного металлического памятника. Фотографии на нем нет, только надпись.

– Тете Матрене Бог за благородный поступок отвел 101 год (Матрена Яковлева родилась 19 ноября 1894-го и умерла 31 мая 1995-го – «bc»). В селе ее любили и уважали. За советами ходили или просто – рассказы слушать. Была она величайшая оптимистка, несмотря на то, что под конец жизни осталась совсем одна.

Матрена Ивановна Яковлева – женщина-легенда, пример для всех местных жителей. Про ее подвиг рассказывают в школе, пишут в газетах, снимают кино. Со слов старожилов известно, что у нее было самое большое хозяйство на селе: с пасекой, огородом, двором, домашними животными. Но однажды она решила все продать, чтобы помочь Красной Армии и мужу, который отправился на фронт. На рынке в Перми за свои припасы, скотину, фамильные ценности выручила 100 тысяч рублей и отнесла их в отделение Госбанка, перечислила в «Фонд обороны». Там она узнала, что денег хватит на боевой истребитель.

– Она слышала о страшных боях в Сталинграде, переживала за мужа и хотела внести свой вклад в Победу. Все отдала. Ни копейки себе не оставила, – рассказывает Вера Ивановна. – И никто об этом не знал. Лишь спустя много лет она поведала историю учительнице местной школы, которая со своим классом шефствовала над тетей. А потом внучка моя, Лиза, стала собирать информацию в архивах, беседовать со стариками, знакомыми Матрены. Сделала целый проект о своей прапрабабке.

Вера Ивановна Боталова - внучатая племянница женщины-героини Матрены Яковлевой


В 2012 году в селе Буб Матрене Яковлевой поставили памятник. Скульптор Алексей Татаринов из Перми изобразил героиню сидящей на скамье со сложенными на коленях руками. Взгляд ее устремлен вдаль. К монументу ведет выложенная плитами дорожка, напоминающая взлетную полосу. А над головой Матрены – самолет, тот, о котором она мечтала.

На площади, где стоит памятник, проходят все торжественные мероприятия, праздники, награждения. Легенда о подвиге крестьянки сегодня объединяет и вдохновляет жителей Буба. Так, участницы этнографического ансамбля «Родные напевы», основанного в селе еще в 1988 году, планируют написать песню о Матрене Ивановне.

– Удивительная была бабушка. Хорошо помнила старые песни и танцы. Но поделиться ими не успела. Да мы и сами поздно спохватились, – вспоминает руководитель ансамбля Елена Кузнецова.

Елена приехала в Буб на практику в местный Дом культуры в 1984 году и решила остаться, создать новый творческий коллектив, с которым можно выступать в деревнях.

– Бабушка у меня была староверкой, но пела на свадьбах. Наверное, любовь к фольклору от нее, – рассказывает женщина. – Сначала в селе организовали хор, участницы которого приходили к местным бабушкам на посиделки. Чай пили, записывали старинные тексты и пели. А потом бабушки сами стали ходить к нам на репетиции. В 1988 году они образовали свой состав, «старший», который и назвали «Родные напевы».

Елене Кузнецовой, самой младшей артистке «Родных напевов», 50 (себя она тоже называет бабушкой). Самой старшей, Анне Прокопьевне Юдиной, в ноябре исполнится 98. Она, правда, на сцену ужене выходит, сарафан не надевает. Но отлично помнит все тексты и делится ими с пермскими фольклористами.

– Репертуар очень большой. Несколько сотен композиций – семейных, свадебных, солдатских, разбойничьих. В основном его составляла сама Анна Прокопьевна из старинных песен, которые передавались из поколения в поколение живущими здесь коми-пермяками и удмуртами, русскими и белорусами-переселенцами, – отмечает Елена. – Но дай нашим волю, они и современные песни запоют, как бурановские бабушки.

Из репертуара «Родных напевов»:

«Александровска береза, береза

Посреди кружка стояла, стояла,

Она листьями шумела, шумела,

Золотым венком веяла, веяла.

Гуля, гуля-голубок, гуля, сизенькой, сизокрыленькой.

Ты куда, голубь, пошел, куда, сизый, полетел?

Я ко девице, ко красавице, коя лучше всех, коя вежливее.

Без белым она бела, без румян хороша.

То невеста моя поцалует меня. Поцалует да уйдет, больше разу не придет».

Ежегодно в Сивинском районе проходит фестиваль, названный в честь «Родных напевов». Организуют его в Бубе на площадке, которую местные называют «зеленой зоной села». В тени деревьев мастера торгуют своими поделками, повара угощают пирогами и бражкой с изюмом, на сцене выступают участницы фольклорного коллектива в традиционных костюмах – сарафанах, поневах (юбках), расшитых вручную, шелковых платках и берестяных бусах. Подыгрывает им заводной гармонист – единственный мужчина в ансамбле. После концерта начинаются экскурсии, конкурсы, игры, соревнования косарей, купание в реке, хороводы и прыжки через костер.

Живет в селе еще один человек-легенда, которого знают все местные, – Владимир Чебыкин. Редких гостей Буба в первую очередь ведут к нему в музей «Животный мир Прикамья», главные экспонаты которого – чучела зверей и птиц – мастер сделал сам.

Владимиру Ивановичу 69 лет. Из них 40 он работает в местной школе. После пермского педучилища по распределению устроился сюда преподавателем рисования и черчения, потом закончил педагогический университет и, как освободилось место, стал обучать детей ботанике и зоологии.

– Поначалу мы с ребятами рисовали животных «с натуры, по памяти и по воображению». По памяти это, например, свою кошку, корову. По воображению – после того как я прочитаю им кусочек текста, описания. А вот с натуры – это с чучела. В школе было чучело грача без хвоста и кролика с оторванными ушами и плоскими невыразительными глазами. Дети так и изображали животных, – вспоминает мастер.

Тогда Владимир Иванович решил сделать чучело из подстреленной утки. Учился сам, по охотничьим журналам, где публиковали статьи о таксидермии. Кусок текста прочитает – выполняет. Говорит, первую работу за день сделал. Потом повторил на белке, на зайце. И увлекся на всю жизнь. Сейчас преподает в кружке «Прикладная биология», куда берет детей от 11 лет, и заведует собственным музеем.

Зарегистрировано у меня без малого 2000 работ. Хранятся в Бубе, Сиве, Перми и в частных коллекциях. Для каждого экспоната изготовлена карточка, в которой указан ареал обитания, место добычи, масса, возраст, пол, длина уха, хвоста, туловища, ступни, – рассказывает Чебыкин. – Сейчас сам я уже практически не охочусь. Большинство зверей и птиц мне приносят – то дети в лесу найдут, то автомобилист на дороге подберет. Некоторые даже своих домашних животных тащат – кошек, петухов.

У Владимира Ивановича есть своя мастерская на втором этаже в школе. Когда занятий нет и учебное заведение закрыто, он целыми днями сидит в каморке за любимым делом, иногда перебирает дневники. Чебыкин в стареньких блокнотах фиксирует свои наблюдения. В его записных книжках – современная история села Буб и его жителей, который хранят легенду о крестьянском подвиге, прославляют своих умельцев и продвигают фольклор народов Прикамья.

Буб, конечно, не место для путешественников, которые любят комфортный отдых. Дороги здесь плохие, нет гостиниц, кафе или ресторанов. Но для любителей этнографических туров это уникальная возможность познакомиться с обычаями старой русской деревни. Бабушки из «Родных напевов» говорят, что готовы принять гостей. Они выделят комнату, угостят настойкой, споют что-нибудь из своего репертуара, а потом расскажут про Матрену Ивановну и познакомят с Владимиром Чебыкиным.

РЕКОМЕНДАЦИИ

– село Буб находится в 160 километрах от Перми. Координаты: 58.296118, 54.388884;

– крупные населенные пункты на пути – Краснокамск, Нытва, Очер, Верещагино;

– на общественном транспорте до села Буб можно доехать на автобусе, который следует по направлению Пермь – Сива. От остановки Сива пешком около 30 минут;

– возьмите с собой наличные деньги;

– рядом протекает река, поэтому, как обычно, готовьтесь к нападению оводов и паутов;

– найти ночлег, договориться об экскурсии в музей поможет руководитель ансамбля «Родные напевы» Елена Кузнецова. С ней можно связаться по номеру телефона Дома культуры (34277) 227-15; – репетиции ансамбля бывают три раза в неделю – в понедельник, четверг и пятницу, в 11.00. Если вы хотите посетить их, предупредите Елену Ивановну. Возможно, она также подскажет вам, когда состоятся ближайшие выступления;

– об экскурсии в музей можете узнать и через Бубинскую среднюю общеобразовательную школу по номеру телефона (34277)227-36 – подробнее о селе, его жителях и праздниках, которые они отмечают, могут рассказать в Пермском доме народного творчества «Губерния».

Репортаж из села Буб Сивинского района – это новая серия проекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю. Напомним, на прошлой неделе мы рассказывали историю храма, который построили Дягилевы в 1860 году, и монастыря, где семь монахинь заведуют музеем знаменитой семьи.

Известный региональный эксперт в области туризма Елена Шперкина отмечает, что сейчас многие пермяки практически не путешествуют по краю.

– Печально, что сегодня люди лучше знают Турцию или Египет, чем свой родной край. Важно продвигать краеведение, воспитывать в пермяках любовь к Родине, – рассказывает Елена Шперкина.

Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, ветеран.мвд.рф, etnoperm.ru