Гендиректор ОАО «Краснокамский завод металлических сеток» Владимир Белозеров – о борьбе за рынки, новых направлениях деятельности и покорении Европы

Владимир Эдуардович, если говорить о тенденциях в экономике, то, наверное, главный тренд связан со ставкой на импортозамещение. У российских предприятий появились новые возможности. Можно ли этот тезис отнести к КЗМС? И если да, то как КЗМС воспользовался этой ситуацией?

– Думаю, процентов на 95 мы смогли ей воспользоваться. Конечно, весь рынок в конце 2014 года испытал шок. Но прекрасно зная потенциал предприятия, мы не сомневались, что можем обернуть произошедшее в свою пользу.

КЗМС – уникален, производство металлических промышленных сеток запускалось специально под потребности целлюлозно-бумажной промышленности СССР, завод десятилетиями работал на эту отрасль, накоплен огромный опыт. Плюс девальвация рубля позволила успешно конкурировать с мировыми производителям. Сырье все в основном покупают в Германии, и здесь условия равны, но структура себестоимости, а значит, и цена продукции у КЗМС иная, при этом качество продукции на уровне международных аналогов.

Основные конкуренты КЗМС – европейские производители?

– Конкуренция на рынке очень высокая, игроков очень много. Производители внимательно изучают ситуацию, оценивают тенденции в разных странах, борются за покупателя.

Но, насколько я понимаю, речь идет об иностранных компаниях?

– Да. Если мы говорим о рынке формующих сеток, то здесь российский производитель один – КЗМС. Этим мы отлично воспользовались, и сегодня КЗМС контролирует до 50% поставок формующих сеток в целлюлозно-бумажной промышленности России. Но сейчас у нас есть возможность еще более усилить позиции.

В предкризисное время на предприятии прошла модернизация производства, оптимизация персонала. Все было сделано осознанно и своевременно, в результате к моменту девальвации рубля мы подошли подготовленными. Компании удалось быстро выстроить новые отношения с потребителями и поставщиками.

Мы видим, что кроме традиционных рынков огромный потенциал для предприятия есть и в тех сферах, где мы пока представлены не особенно широко. В утвержденной на предприятии стратегии развития есть отдельный пункт – необходимость поиска новых рынков. Например, по результатам маркетинговых исследований было принято решение, что кроме традиционных сеток КЗМС начинает производить и сушильные сетки. Потенциал рынка сушильных сеток, по нашим оценкам, превосходит рынок формующих сеток в 2-2,5 раза.

В этом году планируем реализовать инвестиционный проект по производству спиральной сетки. Ее в России не выпускают, и перспективы очень хорошие. Кроме целлюлозно-бумажной промышленности сетка востребована в угольной и металлургической отраслях. В Европе спиральные сетки используют достаточно активно в сушильной части при производстве бумаги.

На какой стадии сейчас реализация проекта?

– Идет обсуждение условий получения инвестиционного кредита с рядом банков, готовится бизнес-план. Объем инвестиций составит до 1 млн евро. Проект запускается достаточно быстро.

Ваш флагманский проект «Росомаха» еще более финансовоемкий, расскажите о его перспективах.

– Действительно, это наш перспективный проект. Несколько лет на предприятии проводится НИОКР, сегодня нет сомнений, что за каркасными сетками будущее, они могут быть востребованы в нефтегазовой сфере, большую заинтересованность этот продукт вызвал у Министерства обороны. Сетка «Росомаха» может быть применима при строительстве временных дорог в условиях бездорожья, для усиления взлетно-посадочных площадок для вертолетов, при организации временных пирсов, полов, тротуаров, технологических площадок. Сфера применения и, соответственно, рынок очень большой и перспективный.

Насколько выросли финансовые показатели предприятия по итогам 2015 года?

– Выручка по отношению к 2014 году выросла на 40%, прибыль от продаж составила 68%, рентабельность продаж – 24%, рентабельность по чистой прибыли – 7%.

В 2015 году КЗМС активно работал над выходом продукции на международные рынки, велась активная работа с европейскими партнерами компании (Италия, Испания). Какие шаги вы планируете предпринимать в этом направлении в дальнейшем?

– География поставок широкая: Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, страны Прибалтики, Польша, Италия. В планах – расширение присутствия в Италии, Франции. Сейчас активно изучаем турецкий рынок, задача на год – также расширить свое присутствие в этой стране. Выходить на новые рынки – всегда непросто, но это нормальная конкуренция, мы к ней полностью готовы.

Конкуренция качеством?

– Да, в первую очередь. Также мы значительно усиливаем направление сервисного обслуживания, так как понимаем, что продукта без сервиса не существует.

Как вы оцениваете российский рынок, насколько большое влияние на потребителей вашей продукции оказывает кризис?

– Конечно, кризис играет существенную роль, но и перспективы у него очень серьезные. Приведу только один пример: в целлюлозно-бумажной промышленности огромный потенциал производства санитарно-гигиенической бумаги. Ее в России потребляют крайне мало, в сравнении с Западной Европой и США – просто небо и земля. А поскольку спрос на низком уровне, то и предложение не развивалось, в результате до 40% такой продукции в Россию импортировалось. Но есть уверенность, что спрос объективно будет расти, а с учетом девальвации – возможности российских производителей санитарно-гигиенической бумаги расширятся. Повторюсь, на рынке масса возможностей, надо лишь их увидеть и правильно на них среагировать.

Вы уже начали говорить про инвестиционные проекты, давайте остановимся на этой теме отдельно. Как выглядит инвестиционная программа предприятия на ближайшее время?

– Здесь важно сказать, что с начала 2000 годов на предприятии прошла очень большая работа по модернизации, мы серьезнейшим образом обновили парк станков. Эта инвестиционная фаза началась в 2003 году, закончилась в 2013-м, и теперь мы понимаем, что в ближайшие 5-7 лет предприятие будет в очень хорошей конкурентной форме. Поскольку вопросы модернизации на этом этапе решены, то инвестиции направляем именно на новые проекты. Как я уже говорил, в 2016 году планируем запустить производство спиральных сеток.

В 2017 году надеемся начать первые проработки по нашему инновационному продукту – проекту «Росомаха». Объем инвестиций – до полумиллиарда рублей. У проекта хороший потенциал, сейчас разработан бизнес-план, мы получили первые патенты на наши разработки. С запуском «Росомахи» завод фактически вырастет в несколько раз, с новыми рабочими местами.

Только что делегация КЗМС вернулась из Италии, где, как говорится, «столкнулись» с производителями каркасной сетки из США. Они активно вкладывают средства в это направление, что подтверждает правильность выбранного нами пути. За каркасными сетками большое будущее, и «Росомаха» имеет серьезные перспективы.

И в заключение личный вопрос. Руководство предприятием требует много времени. Остаются ли свободные часы? Как вы предпочитаете их проводить?

– Конечно, главный источник вдохновения и жизненной энергии – это семья, и я стараюсь максимально проводить свободное время со своими родными. Из активных вариантов досуга выделю увлечение спортом – горными и беговыми лыжами, также люблю с друзьями ходить на сплавы. Отлично заряжает на новые трудовые достижения (смеется).