«Приковались наручниками»

Забрать автобусы у нелегальных перевозчиков в Перми мешает отсутствие подрядчика по эвакуации и больших автостоянок

Источник фото: flickr.com, Helgi Erlingsson.


С нелегальными перевозчиками в Перми борются Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН), ГИБДД, мэрия и УФАС, но в каждом барьере для незаконных перевозок находятся свои «лазейки». Ранее самым действенным методом борьбы участники рынка называли конфискацию автобусов, но забрать автобус у нелегала оказалось нелегко: они буквально приковываются к нему. Еще более суровое наказание – уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Однако доказательство виновности нелегала – процесс длительный, и таких прецедентов пока единицы.

Борьба с нелегальными перевозчиками для пермских властей и добросовестных предпринимателей, которые работают по договору с администрацией, стала особенно актуальна в начале апреля: автобусы, «вылетевшие» за пределы новой маршрутной сети, стали работать вне закона. К маршрутам №98 и №М-6, борьба с которыми идет уже несколько лет, добавились автобусы №45 и №30т. За лето ситуация не поменялась, и участники рынка предложили изымать у нелегалов автобусы. Их поддержал уполномоченный по защите прав предпринимателей Вячеслав Белов. Однако и перевозчики, и власти считали, что в арсенале контролирующих органов нет такого сурового метода. «Давайте оставаться в рамках действующего законодательства», – отмечали представители краевого минтранса. «Стоит обсуждать любые варианты», – утверждал г-н Белов.

Отправить на штрафстоянку.

В конце октября профессиональное сообщество вернулось к обсуждению проблемы, так как все перечисленные выше нелегальные маршруты продолжают работать. А сегодня стало известно, что с 5 ноября начнет работать автобусный маршрут №11т «Нагорный – пл. Восстания».

В ходе заседания рабочей группы «Честная и эффективная экономика» регионального отделения ОНФ в Пермском крае выяснилось, что УГАДН все-таки имеет право забирать у перевозчиков автобусы. «Мы можем осуществлять арест транспортных средств в рамках административного расследования. Такая практика в Пермском крае уже есть, в Губахе и Красновишерске арестованы автобусы, которые нелегально осуществляли городские и поселенческие перевозки. Дойдем и до Перми, но первый вопрос, который надо для этого решить, – это тарифы на эвакуацию и штрафстоянки», – заявил Владимир Котов, главный государственный инспектор Госавтонадзора по Пермскому краю. Однако есть нюансы, которые мешают пользоваться этим методом.

«Можно было бы остановить автобус, заглушить двигатель и забрать машину, но некому – нет подрядчика. После ареста автобус надо транспортировать в официальном порядке, но нет тарифа на оказание этой услуги», – пояснил г-н Котов. По его словам, водители транспортировки сопротивляются, как только могут: «Один приковался наручником к рулю, говорит: «Это мое транспортное средство, и я никуда не поеду. Вызывали участкового, чтобы отстегнул его. Третий закрыл автобус и на ручник поставил: «Забирайте!». Или бросают ключи: «Это не моя машина, что хотите, то и делайте». Кроме того, как пояснил представитель ГИБДД, на территории Перми только одна штрафстоянка, которая может вместить автобус. На этой площадке в Орджоникидзевском районе помещаются примерно десять большегрузных машин.

Привлечь к «уголовке».

Перевозчик Игорь Колесников считает, что страшнее любого административного наказания для нелегала стала бы уголовная ответственность – за незаконное предпринимательство. Г-н Котов рассказал, что отправить нелегала сразу в отдел по борьбе с экономическими преступлениями не получится, нужна системная работа. «Мы не можем лишить предпринимателя лицензии на осуществление перевозок. УГАДН только инициирует этот процесс, а решение выносит суд. «Мы выписываем штраф за отсутствие страховки – 40 тыс. рублей, а суд постановляет «за малозначительностью отказать». Второй раз штрафуем за то же самое – опять «отказать». В третий раз просим лишить лицензии, а суд дает штраф 10 тыс. рублей как должностному лицу», – посетовал инспектор.

Отметим, что в этом году к уголовной ответственности за осуществление нелегальных перевозок привлечен один перевозчик. Под стражей оказался индивидуальный предприниматель, который занимался нелегальной перевозкой граждан по маршруту «Микрорайон Висим – торговый центр «Кит». Услуга предоставлялась на транспортных средствах, не отвечающих требованиям безопасности. На подходе, по словам представителя УГАДН, еще два уголовных дела.

Оштрафовать нечестных конкурентов.

Как рассказала Марина Кудрявцева, заместитель руководителя УФАС по Пермскому краю, антимонопольная служба участвует в борьбе с нелегалами посредством привлечение их к ответственности за недобросовестную конкуренцию. За нарушение этой статьи антимонопольного законодательства юридическим лицам грозит штраф до 500 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям – до 20 тыс. рублей. Однако и здесь есть свои трудности: «Доказывать, что перевозчик не выполняет наше предписание, мы не можем. Если он продолжает ездить, то действовать придется заявителю: купить билет, проехать, сфотографироваться в нелегальном автобусе», – рассказала г-жа Кудрявцева. Депутат гордумы Арсен Болквадзе предложил использовать в качестве доказательства видеозаписи с камер наблюдения, которые установлены по всему городу. Представитель УФАС пояснила, что на записях не будет видно, кто находится за рулем транспортного средства. А его владелец может заявить, что продал автобус или сдал в аренду. «Аналогичная ситуация была, когда боролись с игровыми автоматами, – вспомнил г-н Болквадзе. – Сейчас штраф получает собственник помещения. Здесь надо идти по аналогичному пути, а то мы нелегалов никогда не поймаем».

Каждый день по пять тысяч.

Перевозчик Александр Стерлягов предложил еще один способ воздействия на нелегалов. «Нелегалы – это зачастую те, кто не смог выиграть маршруты на конкурсах, потому что имеют старый подвижной состав, проблемы с техническим состоянием автобусов. Можно ли каждый день выписывать им штрафы на 5 тыс. рублей за выпуск на линию неисправного транспорта?» – спросил он.

«Рейды по борьбе с нелегалами проводятся на постоянной основе», – ответил представитель ГИБДД. По его словам, с начала года было проведено 13 таких рейдов, осмотрено 248 автобусов. Выявлено 97 нарушений ПДД, в том числе связанных с технической неисправностью, 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Всего в Перми произошло 43 ДТП по вине водителей автобусов. Нелегальный автобус был участником одного ДТП с пострадавшими.

По итогам обсуждения было отмечено, что больше возможностей для борьбы с нелегальными перевозчиками у контролирующих органов появится в следующем году. В январе 2016 года в силу вступает большинство положений 220-ФЗ, который реформирует транспортную отрасль.