Дефицит допустим, но …

Программное интервью Ольги Антипиной, министра финансов Пермского края: о бюджете, кредитах и отмене налоговых льгот

Часто от депутатов Законодательного собрания можно услышать о том, что правительство неверно рассчитывает плановые показатели исполнения бюджета, что вынуждает постоянно секвестировать бюджет. Насколько обоснованы эти претензии?

– С тех пор как я работаю в финансовых органах, каждый год возникает дискуссия о том, правильно или нет посчитана доходная часть бюджета. В один год депутаты Законодательного собрания говорят о завышенном плане по доходам, в другой – о заниженном. Думаю, подобные вопросы будут возникать всегда, поскольку область прогнозирования финансов достаточно сложная.

Еще восемь лет назад для того, чтобы дискуссий на эту тему было меньше, мы договорились с депутатами о формализации методики прогнозирования доходов. Правительством был разработан соответствующий инструментарий, и на этапе согласования этих методик с Законодательным собранием вопросов от парламентариев не возникло, мы и по сей день опираемся на эти нормы при подготовке бюджета. Однако наличие нормативной базы не спасает от дискуссий.

Может, методика не учитывает всех показателей?

– Возможно. Не всегда методики отражают реальное состояние экономики. Наверное, это естественно, жизнь сложнее всяких расчетов. Сложности прогнозирования существуют не только в Пермском крае, но и во всех других регионах, и на федеральном уровне. На мой взгляд, наши прогнозы в нынешних экономических условиях достаточно точны. По крайней мере, плановые показатели бюджета Пермского края точно более реалистичны, чем федерального. Понятно, что все регионы в течение года вносят изменения в закон о бюджете. Но если мы правим бюджет два или, в крайнем случае, три раза, то другие субъекты Федерации делают это гораздо чаще.

Для примера: по итогам прошлого года в бюджет Челябинской области изменения вносились 8 раз, а Самарской – 9. Не так давно власти Томской области приезжали к нам перенимать опыт в работе с краевой казной. По их словам, они вынуждены выходить с поправками в бюджет практически каждый месяц. Такое положение дел вызвано общей нестабильностью в сфере бюджетов всех уровней – экономическая ситуация меняется каждый месяц. Само по себе это усугубляется и налоговым законодательством, по которому налогоплательщик в один месяц платит взносы с «виртуальных доходов», а в следующий – ставит себе в зачет «виртуальный» убыток. Конечно, из-за этого точно спрогнозировать размер поступлений от налога на прибыль довольно трудно. Точным я называю прогноз с погрешность 5% в ту или другую сторону.

Относительно прогнозирования на федеральном уровне. Региональные бюджеты формируются на основе данных Минэкономразвития, и мы помним неразбериху, которая была в министерстве в конце прошлого года. Думаю, ситуация в Самарской и Челябинской областях была вызвана и этим в том числе.

– Конечно, сценарные условия экономического положения, которые ложатся в основу региональных бюджетов, опираются на данные федерального правительства. Выстроена четкая иерархия того, как формируются общероссийские экономические прогнозы. Когда из Минэкономразвития приходят данные о том, что показатели пересмотрены, мы обязаны среагировать и скорректировать региональный бюджет.


В этом году наши экономисты признали федеральный прогноз чересчур фантастичным


Из-за того, что в последнее время проблема нестабильных сценарных прогнозов проявилась в полной мере, в прошлом году мы договорились с депутатами о критериях, по которым мы проводим пересмотр бюджета. Если при подготовке бюджета появляется прогноз, который влечет изменение оценки доходной части менее чем на 5%, мы не вносим поправок в закон, а учитываем эти данные в процессе исполнения бюджета. При перестройке доходной части прогноза более чем на 10% – изменения вносятся немедленно.

Сейчас правительство приступило к подготовке бюджета на следующий период. Насколько мне известно, в июне были сорваны сроки, когда администрация губернатора должна была представить сценарные экономические условия для Пермского края на 2016 год – из-за того, что федеральное Министерство экономики не подготовило в мае прогноз. В настоящий момент эти данные появились, составлен ли региональный прогноз?

– Действительно, данные из федерального правительства пришли поздно. Но сейчас прогноз федерального министерства появился, и 10 июля губернатор утвердил сценарные условия для расчета краевого бюджета на следующий год. В этом году наши экономисты признали федеральный прогноз чересчур фантастичным. Например, в нем на 2016 год закладывается рост прибыли предприятий на 30%. Мы пока в регионе предпосылок для такого роста не видим, поэтому за основу взяты другие, я бы сказала, более реалистичные данные

За счет чего прогнозируется такой рост? Если не секрет, насколько были скорректированы региональные прогнозы по этому показателю?

– По налогооблагаемой прибыли рост по нашим сценарным условиям прогнозируется на уровне 5,2% в 2015 году и 1,5% в 2016 году.

Рост прибыли в полтора процента вызван только инфляцией?

– Видите ли, есть инфляция цены на продукцию и инфляция затрат, поэтому говорить, что быстрее вырастет сложно.

В прошлом году из региона ушел производитель пива Сан ин Бев, на чем бюджет потерял солидную сумму дохода в 1,5 млрд рублей. В этом году активизировались разговоры о поглощение «Уралкалия» «Уралхимом», что автоматически снизит поступления налога на прибыль из-за увеличения расходов «Уралхима». Оцениваете ли вы такие риски для бюджета?

– На данный момент официальной информации об объединении нет, поэтому мы в своих прогнозах эти изменения не закладываем. Нельзя сказать, что уход Сан ин Бев и объединение «Уралкалия» с «Уралхимом» сравнимые ситуации. Производитель пива может уйти из региона, потому что перенести производство в другой регион достаточно просто. Вряд ли калийное производство куда-то уйдет из Пермского края, потому что природные запасы, к счастью, не перемещаются. Поэтому подоходный налог, налог на имущество и налог на землю будет платиться в Пермском крае.


Вряд ли калийное производство куда-то уйдет из Пермского края, потому что природные запасы, к счастью, не перемещаются


Когда в ЗС заходит разговор об исполнении бюджета в этом году, глава правительства говорит об увеличении возвратов предприятиям переплаченных налогов. Не так давно была сложная ситуация со Сбербанком. Несколько лет назад с Уралкалием было заключено соглашение о фиксированных выплатах налогов. Работает ли это соглашения, и насколько распространена такая практика в регионе?

– Мне известно только про два таких соглашения: с «Уралкалием» и «ЛУКОЙЛом». С этими предприятиями существуют такие договоренности, потому что они являются крупнейшими налогоплательщиками региона, и любое изменение в размере их платежей ощутимо для бюджета.


Заимствования под текущие расходы – в корне неправильно


В течение года эти предприятия выходят на пересмотр условий соглашений?

– Практически нет. Соглашение с «Уралкалием» было пересмотрено в прошлом году в связи со сменой собственников. Надеюсь, что действующие договоренности будут предприятием выполнены. Обычно если соглашение подписано с собственниками, они свое слово держат.

Последние годы краевой бюджет формируется с плановым дефицитом, который покрывается за счет привлечения кредитных ресурсов. Часто такой подход критикуют из-за того, что кредиты тратятся на текущие расходы, то есть просто проедаются. А как вы это оцениваете?

– Считаю, что жить действительно нужно по средствам. Дефицит допустим, но на определенный период времени и под конкретные цели. Брать кредиты для инвестиционных расходов – правильно. Заимствования под текущие расходы – в корне неправильно. С другой стороны, сокращения расходов для ликвидации дефицита должны проводиться не в период кризиса. Любое резкое сворачивание расходов бюджета приводит к недостатку средств в экономике, из-за сокращения зарплат и снижения потребления. В кризис же, наоборот, нужно поддерживать потребление, чтобы хотя бы за счет расходов населения экономика могла держаться на плаву. Будем надеяться, что нынешний дефицит сохранится только на период кризиса, и как только экономика начнет чувствовать себя лучше, мы сможем закончить такую, с моей точки зрения, не совсем правильную практику.

Если говорить о дополнительных средствах в экономике, в прошлом году по разным причинам не были приняты изменения в закон о налогообложении, после депутатских каникул к этому вопросу правительство обещало вернуться. А как, на ваш взгляд, отразится отмена льготной ставки налогообложения на бюджете региона?

– Если встать на позицию министра финансов, то, конечно, все установленные налоги должны выплачиваться в максимальном размере. Но я понимаю, что нельзя придерживаться только такой точки зрения. Ту корову, которая дает молоко, нужно кормить, иначе молока будет мало и очень недолго. Сейчас в правительстве идут острые дебаты по вопросам: нужны льготы или нет и в каком размере их предоставлять? Дискуссия пока не закончена. Депутаты Законодательного собрания категорически против отмены льгот, федеральный Минфин прислал нам письмо с рекомендацией отменить льготы в контексте того, что Пермский край является дотационным регионом и необходимо увеличивать доходы. Споры идут ожесточенные, но есть главный судья – губернатор, который в конце концов разрешит наши споры. Пока мы видим, что без изменения налогового законодательства будет невозможно сбалансировать бюджет на следующий год.

По ставкам кредитования бюджета в коммерческих организациях в первом квартале уже по заключенным контрактам был снижен процент. Сейчас по новым аукционам снижается ставка у банков?

– Да, две недели назад мы провели торги по привлечению кредитных ресурсов на осень, где по одному из лотов ставка снижалась до уровня 12,92%, максимальная ставка по другому лоту составила 14,35%. В среднем ставка банков колеблется на уровне 13-14%.

Каков размер суммы, которую в этом году бюджет выплатит коммерческим банкам за пользование кредитами в сравнении с прошлым годом?

– В 2015 году сумма будет гораздо больше, поскольку в 2014 году кредитами мы пользовались только в четвертом квартале. Но все-таки мы потратим на выплату процентов банкам существенно меньше, чем это заложено в бюджете (там предусмотрено 1,6 млрд рублей), – благодаря тому, что мы получили кредит из федерального бюджета под 0,1% годовых. Кроме того, мы постоянно перекредитовываемся, заменяя кредиты коммерческих банков краткосрочными займами из федерального казначейства. Схема такая: мы берем кредит в федеральном казначействе на максимальный срок – 29 дней. По истечении этого срока мы берем кредит в банке, этими деньгами гасим кредит в федеральном казначействе и через несколько дней там же берем новый. То есть в период между дешевыми займами в федеральном казначействе мы кредитуемся в коммерческих банках, и этот период обычно составляет от трех до семи дней. Сами понимаете, что за семь дней пользования средствами банков мы платим небольшую сумму. Такая схема дает большую экономию и позволяет ликвидировать кассовые разрывы. Хотя это, конечно, очень большая дополнительная нагрузка на специалистов Минфина.


Сейчас идет превышение поступлений от налога на прибыль. Доходы с НДФЛ и акцизов на алкоголь вызывают пока опасения


В начале этого года были большие опасения по поводу исполнения бюджета по итогам первого квартала, когда было зафиксировано даже переисполнение плана по доходам, страхи улеглись. Какова тенденция исполнения бюджета по итогам первого полугодия?

– Мы надеемся, что плановые показатели по году будут достигнуты. Сейчас идет превышение поступлений от налога на прибыль. Доходы с НДФЛ и акцизов на алкоголь вызывают пока опасения.

Причем в случае с НДФЛ у нас нетипичная для России ситуация: статистика фиксирует рост заработной платы, а налог не растет. По всем регионам наблюдается увеличение поступлений НДФЛ. Странная ситуация, в которой одному Минфину не разобраться. Хуже того, и налоговым органам трудно понять, в чем дело – из-за того, что налоговый период по НДФЛ составляет год, а значит, предприятия могут в течение года не отчитываться, сколько они начислили налогов и сколько уплатили.

Что же касается акцизов на алкоголь, то пока план тоже не выполняется. Складывается нехорошая тенденция. Может быть, в период кризиса население перешло на потребление неподакцизной алкогольной продукции?

Есть надежда на то, что федеральный бюджет поможет региону?

– На мой взгляд, такой надежды практически нет. Ситуация сложная не только на региональном уровне, но и на федеральном. И Федерация все больше идет по пути замены различных видов финансовой помощи регионам на кредиты из бюджета.

На какой-то тоскливой ноте заканчивается наше интервью. Все плохо – и никакой надежды на лучшее?

– Ну почему же. Надо просто осознать ситуацию реально, без розовых очков и предпринимать системные меры, чтобы ее изменить. Надо произвести переоценку ценностей, поставить новые приоритеты и двигаться дальше, а не цепляться за прошлое и не ждать, когда же оно вернется.