Интерес на интерес

Потенциальные инвесторы строительства пермского аэропорта хотят сами решать вопросы финансирования проекта. Организаторы конкурса настаивают на необходимости контроля со стороны краевых властей.

 ФАС России не обнаружила нарушений в порядке отборе инвесторов для строительства аэровокзала в Перми. Пойдя на превентивные меры и устранив замечания одного из потенциальных инвесторов – ООО «Новапорт» – до принятия решения надзорным органом, Корпорация развития Пермского края продолжает отклонять предложения по изменению условий отбора, касающихся роли инвестора в управлении аэропортом и инвестиционного соглашения. Корпорация настаивает, что только при их варианте можно соблюсти публичный интерес. Потенциальные инвесторы считают, что организаторы конкурса предъявляют к ним излишне жесткие требования и чрезмерно усложняют процедуру.

Жалоба ОАО «Аэропорт «Толмачево», входящего в холдинг «Новапорт», касалась сроков проведения отбора, принципов определения победителя, наличия специальных требований по опыту финансирования строительства пассажирского терминала и отсутствия возможности проведения юридического анализа правового статуса ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Заявитель настаивает на том, что условия акционерного соглашения ограничивают роль инвестора в управлении аэропортом до выполнения своих обязанностей по строительству терминала, а возможность переговоров организаторов с победителем можно расценивать как шанс для уклонения от заключения инвестсоглашения.

По мнению ФАС, из информации, представленной КРПК, следует, что по запросам участников отбора все ответы и разъяснения предоставлялись, а действия организатора не нарушают антимонопольного законодательства. Ряд претензий Корпорация устранила заранее. Так, был продлен срок подачи заявок, и рассмотрят их в день вскрытия конвертов. Кроме того, были незначительно смягчены квалификационные требования, чтобы под них подпадал один из объектов «Новапорта». В корректировке акционерного соглашения заявителю отказали.

16 февраля очередное письмо по поводу отбора инвестора в адрес КРПК направило ООО «Базэл Аэро». Компания обратилась к организаторам конкурса с предложением заменить обязательство инвестора привлекать заемное финансирование на сумму не менее 3 млрд рублей на обязательство обеспечить финансирование строительства объекта и введение его в эксплуатацию в установленный срок.

«Отбор изобилует чрезмерными требованиями и процедурными сложностями. В текущей экономической ситуации прямое исполнение обязательства по привлечению финансирования на 3 млрд обременит аэропорт крайне дорогим долговым финансированием, что скажется на стоимости построенного терминала, текущих затратах на его эксплуатацию и, как результат, на стоимости услуг для пассажиров и авиакомпаний. Более того, по мере реализации проекта условия привлечения заемного финансирования улучшаются, включая доступный лимит финансирования, и для проекта целесообразно привлекать заемное финансирование на более поздних стадиях его реализации», – прокомментировал обращение источник в компании «Базэл Аэро».

Кроме того, «Базэл Аэро» предложила организаторам конкурса снять ограничения по срокам прохождения инвестором Главгосэкспертизы и дать ему возможность вносить изменения в проектную документацию при наличии объективных причин, а также предусмотреть возможность переговоров об изменении инвестиционного соглашения, которое будет заключено по результатам отбора. В своем ответе организаторы конкурса пояснили, при утверждении порядка отбора был избран подход, в большей степени защищающий публичные интересы, в том числе Пермского края, поэтому невозможно заключение инвестиционного соглашения на условиях, отличных от тех, что были доведены до сведения заинтересованных лиц при проведении отбора. Однако отметили, что из этого правила могут быть исключения, и корпорация предусмотрела возможность начать переговоры в случае возникновения сложностей в привлечении финансирования.

Привлечение заемного финансирования (3 млрд рублей) также необходимо в интересах общества, утверждают в Корпорации. «Предполагается, что заёмные средства будут использованы, главным образом, для оплаты работ привлеченного генерального подрядчика. При этом заключение договора генерального подряда, а также одобрение предоставления кредита на 3 млрд. рублей являются основаниями для увеличения им корпоративного контроля в ОАО «МАП» (получения 50% + 1 акция). Учитывая высокую социальную значимость проекта, данное требование является финансовой гарантией защиты публичного интереса».

«По нашему мнению, для краевых властей не должно быть важно, каким образом будет профинансирован проект. Главное, чтобы в срок. Не надо заниматься решением вопроса финансирования за инвестора. Ему отвечать по обязательствам, поэтому инвестор сам должен решать, откуда лучше взять деньги и в каких объемах. Инвесторы не хотят ущемлять права Корпорации в реализации проекта, но просят предоставить хоть какие-то разумные права и для инвестора», – прокомментировал отказ источник в «Базэл Аэро».