Карты в руки

Каждый участник рынка общественного транспорта Перми предлагают свою компанию для организации системы электронной оплаты проезда. У края, города и самих перевозчиков разные интересы.

Депутат Пермской городской думы Павел Ширев, возглавляющий рабочую группу по оптимизации расходов на транспорт, предложил отдать функции оператора муниципальной системы электронной оплаты проезда МБУ «Гортранс». Депутат считает, что учет пассажиропотока должен находиться в ведении муниципалитета. По мнению перевозчиков, с функциями оператора успешно может справляться компания «Прокарт», а передача полномочий в руки «Гортранса» потребует значительных расходов и замедлит внедрение системы, не привнеся в нее ничего принципиально нового.

«Город Пермь, как муниципальное образование, самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению, и вопросы транспортного обслуживания также нужно решать в рамках этих полномочий. В том числе анализировать информацию в сфере транспорта – какими маршрутами ездят жители, какой пассажиропоток приходится на каждый из них. Эти данные мы должны получать, так скажем, от собственных источников, а не ссылаться на третьих лиц – будь это частные организации или государственные учреждения», – рассказал «bc» Павел Ширев. При этом он подчеркнул, что не считает других возможных операторов некомпетентными. «Я не говорю, что мы не доверяем тому же «Автовокзалу», но если функцию станет выполнять «Гортранс», это будет лучше с точки зрения оперативности. Думаю, здесь работает принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам», – заметил г-н Ширев.

Напомним, идея создать центр обработки транспортных транзакций на базе ПКГУП «Автовокзал» принадлежит краевым властям. В прошлом году правительство региона заблокировало аукцион на поставку пластиковых карт для оплаты проезда в общественном транспорте, объявленный «Гортрансом». Якобы власти Прикамья, в лице вице-премьера Олега Демченко видят здесь другую компанию.

Пока власти определяются с центром ответственности, крупные пермские перевозчики, входящие в НП «Единый союз перевозчиков» и «Автолидер», уже начали использовать электронную систему оплаты проезда. Оператором выступила частная компания ООО «Прокарт». Сотрудничество предприниматели считают продуктивным и опасаются, что в случае передачи функций муниципалитету затраты на установку в автобусах оборудования для оплаты проезда электронными картами лягут на плечи бизнеса. Заметим, что Павел Ширев не исключает, что частные компании смогут продолжить работу, а внедряемые ими системы будут синхронизированы с системой «Гортранса».


Михаил Ухватов, директор НП «Единый союз перевозчиков»:
– В целом отношение к тому, что МБУ «Гортранс» может стать оператором системы электронного проезда – негативное. Во-первых, если отдать проект муниципальной организации, процесс может затянуться на очень длительное время, так как это достаточно неповоротливый орган и все решения принимаются исключительно долго. Во-вторых, до сих пор не ясно, за чей счет она будет внедряться и каким образом мы получим оборудование. По сути, этим уже занимается компания «Прокарт», которая выдает валидаторы перевозчикам бесплатно. Если «Гортранс» будет выдавать оборудование по той же схеме – это одно дело. Но если в итоге получится так, что перевозчиков заставят покупать аппараты за свой счет, мы будем оспаривать эту инициативу.

Александр Богданов, директор НП «Автолидер»:

– «Проект «Прокарт» – наш, пермский. Им стоит гордиться, а не ставить палки в колеса предприятиям, поддерживающим инициативу разработчика системы. Необходимо дать бизнесу больше самостоятельности и в то же время увеличить его ответственность. Тогда и бюджет, без того дефицитный, будет испытывать меньшую нагрузку. Я абсолютно не понимаю идею перевода бюджетных средств в муниципальные структуры. Город выделит деньги, но когда они дойдут до конечной цели? Через год-два? Это будет означать лишь дальнейшее затягивание процесса, а не решение существующих проблем. Более того, я склоняюсь к мнению, что «Гортранс» все-таки обяжет перевозчиков покупать системы.

Игорь Колесников, перевозчик (маршруты № 19 и № 74):
– Складывается впечатление, что депутаты умышленно оттягивают процесс внедрения электронной системы оплаты проезда, чтобы не поднимать тариф. В частности, именно отсутствие такой системы, по словам депутатов, стало причиной отсрочки рассмотрения тарифа в прошлом году. Сейчас большинство перевозчиков уже подписало договоры с компанией ООО «Прокарт», которая предоставляет оборудование бесплатно. При этом многие обеспечили кондукторов в своих автобусах специальными валидаторами. В случае смены оператора на муниципальную организацию существует риск очередной отсрочки внедрения электронной оплаты проезда на неопределенное время. Если обоснование новой идеи заключается только в том, чтобы контролировать учет пассажиров – технически это можно сделать, не отбирая полномочия оператора системы у «Прокарта».

фото: Кадр из фильма "Пятый элемент". Режиссер: Люк Бессон