Дефицит-street

По итогам прошлого года стрит-ритейл зарекомендовал себя как наиболее ликвидный сегмент коммерческой недвижимости. Отрасль готова развиваться и дальше, но в Перми для этого просто нет места.

Street retail – востребованный формат торговых площадей, признанный во всем мире и активно развивающийся в России, считают эксперты. «По итогам прошлого года стрит-ритейл зарекомендовал себя как наиболее ликвидный сегмент коммерческой недвижимости. «Цены на такие помещения в Перми очень высоки. Так, в центре города цена предложения доходит до 300 тыс. рублей за 1 квадратный метр. Причем, за последние два года стоимость ликвидных помещений выросла на 20-30%. В первую очередь цена обусловлена дефицитом площадей», – отмечает генеральный директор компании «ТАЛАН» Константин Макаров.

Центральный и спальный.

По мнению Игоря Голубева, заместителя генерального директора по коммерческой недвижимости компании PAN City Group, такой формат, как стрит-ритейл, в Перми развит слабо. Аналогичную точку зрения высказывает и Константин Копытов, директор УК «Столица-Пермь». «Стрит-ритейл подразумевает наличие хорошей, работающей городской улицы. Поэтому такой формат будет развиваться ровно тогда, когда появятся новые улицы с пешеходным и автомобильным трафиком, с достаточным уровнем парковочных зон», – рассказывает Константин Копытов.

По мнению экспертов, на сегодняшний день в Перми можно выделить два основных коридора стрит-ритейла – это Комсомольский проспект и улица Ленина. Помимо центральной части города «уличная торговля» развивается и в спальных районах города. Эксперты выделяют торговые коридоры районного значения – ул. Мира в Индустриальном районе, ул. Юрша – на Садовом, ул. Маршала Рыбалко – в Закамске.

Один к двум.

По данным исследований компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ», активнее всего сегмент street retail развивался в городах с минимальным приростом качественных площадей, в среднем по России соотношение количества магазинов, открытых в таком формате и запущенных в торговых центрах, составляет 1:4. В Перми этот показатель значительно отличается – 1:2. «Если сравнивать статистику распределения магазинов международных брендов между уличными помещениями и точками в составе ТЦ в России (1:4) и в Перми (1:2), то складывается впечатление о высоком интересе ритейлеров к торговым улицам в Перми. Но это не так, в городе пока все интересные уличные концепции равномерно распределены в центральной части. Диспропорция возникает за счет отсутствия хорошего предложения со стороны девелоперов торговых центров», – отмечает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ».

Отметим: по статистике, в последние два года магазины международного уровня в формате стрит-ритейл в Перми не открывались, а напротив, закрывались. «Знаковые бренды открывались в ТРЦ «Семья» – Zara, Bershka, Stradivarius, Tommy Hilfiger, Swarovski и др., а оставшиеся расширяли свое присутствие за счет открытия точек в других ТЦ города. Однако статистика закрытия магазинов в составе торговых улиц не говорит о полном отсутствии интереса брендов к street retail. Так, многие премиальные бренды одежды в городе традиционно работают в составе улиц», – отмечает Андрей Васюткин.

Точки роста.

По мнению экспертов, потенциал развития формата street retail велик, но осложняется нехваткой качественных помещений и отсутствием подходящих площадок для размещения, удовлетворяющих требованиям арендаторов. «В Перми, как и во многих городах России, огромный объем помещений в центре города приходится на старый жилой фонд. Самый показательный пример здесь – Комсомольский проспект. В центральной части города качественных ликвидных помещений практически нет», – поясняет Константин Макаров. По его словам, потребности арендаторов – разные, но есть параметры, которые важны для всех. «Фасад должен обязательно выходить на оживленную улицу, пешеходную или проезжую зону. Важна также возможность разместить вывеску на фасаде. Обязательное условие – высокие потолки (3,5 м и выше). Причем пространство должно быть максимально правильной формы, приближенной к квадрату. Как правило, операторы рассматривают помещения с отделкой «под чистовую» – ровные белые стены, пол, потолок», – рассказывает Константин Макаров.

К потенциальным торговым коридорам в полной мере можно отнести ул. Сибирскую и ул. Революции, отмечает Константин Макаров. Отметим, что именно здесь компания «ТАЛАН» планирует создать торговые галереи, организовав стрит-ритейл на участке, расположенном в квартале, ограниченном улицами Революции, 25 Октября, Швецова и Сибирской. По мнению Игоря Голубева, у стрит-ритейла есть хороший потенциал для развития в Перми. «В Перми стрит-ритейл почти весь представлен лишь на нескольких крупных улицах. Поэтому тот проект, с которым сегодня заявляется компания «ТАЛАН» на ул. Революции будет интересен как профессионалам рынка, так и потребителям», – считает Игорь Голубев.

СПРАВКА «BC»

Термин street retail вошел в оборот с 2007 года, когда возникла необходимость как-то обозначать формат торговли, отличный от торговых центров и супермаркетов. «Стрит-ритейл» буквально переводится с английского как «уличная торговля». Иначе говоря, под данным форматом подразумеваются небольшие магазины и офисные помещения, расположенные на первых этажах зданий.

Константин Макаров, генеральный директор компании «ТАЛАН»:

– Стрит-ритейл – востребованный формат, во всем мире он уже получил признание. Если исходить из нашего опыта, то почти треть конечных потребителей, заинтересованных в площадях на улице Революции, – это сегмент общественного питания. У заведений общественного питания много технических особенностей, поэтому мы привлекаем рестораторов уже на стадии проектирования. Также мы видим высокую заинтересованность со стороны федеральных сетей одежды, продуктовых супермаркетов, бутиков, банков и фитнес-центров.

Для инвесторов самыми интересными считаются помещения площадью 100 квадратных метров. Пермские бутики, подбирая помещения под бизнес, руководствуются стандартами своих брендов. Фасад должен иметь большие витрины от пола до потолка, к которым можно подойти с улицы. Важно для магазинов такого уровня и соответствующее окружение. Владельцы бутиков готовы даже идти на то, чтобы приобретать несколько помещений сразу, чтобы самим сформировать себе окружение.