Город дорог и большой политики

После визита в Страсбург стойкое ощущение, что погрузился в историю и современные политические интриги.

Поездка в Страсбург оказалась неожиданной и потому особенно приятной. Многие в Перми задавали мне вопрос: «А Страсбург – это Германия или Франция?». И такому географическому невежеству есть оправдание. Страсбург называют самым немецким из французских городов. Он находится всего в 4 километрах от границы с Германией и, по ходу истории, несколько раз переходил от Франции к Германии и обратно. В последний раз это произошло в 1944 году, когда он окончательно стал французским. Бурная история Страсбурга привела к тому, что он стал городом-перекрестком, что соответствует его названию – «город дорог». Страсбург с полной уверенностью можно назвать общеевропейской столицей. С 1949 года здесь обосновался Совет Европы, позднее – Комиссия по правам человека, а также Европейский парламент.

Прямого перелета из Перми в Страсбург нет. Я летел через Франкфурт. Хотя можно было выбрать Прагу или Париж. Город встретил проливным дождем. На термометре +10оС. Вот уж точно – из зимы в осень. Но ждать погоды в номере не хочется. Зонт в помощь и вперед – гулять. Первое, что бросается в глаза, – велосипедисты. Они везде. Байк, пожалуй, может составить конкуренцию автомобилю. Мечта пермских велосипедистов: специальные дорожки с двусторонним движением, разметка и знаки. Неудивительно, что педали тут крутят от мала до велика. И в любую погоду. Но и здесь, похоже, велосипеды воруют. Цепи с амбарными замками и толстенные тросы – норма. Сам город производит приятное и целостное впечатление. Все, что можно сохранить, сохраняется и поддерживается в идеальном состоянии. Гулять по улочкам Страсбурга все равно, что листать учебник истории. А центр так вообще – иллюстрация к сказкам Шарля Перро. Фахверковые дома сменяются готическими храмами, и когда узнаешь, сколько им лет, чувствуешь себя песчинкой времени.

Мимо «пролетают» знаменитые страсбургские трамваи. Хотя язык не поворачивается назвать страсбургский трамвай трамваем. Скорее это футуристический железнодорожный состав с огромной площадью остекления, гордо перемещающий пассажиров от одной остановки к другой. Метрополитена здесь нет, и он не нужен. Старый город находится на острове, образованном рекой Иль и каналом. Реку перегораживает плотина Вобана, построенная по приказу Людовика XIV. Когда-то здесь жили рыбаки, кожевенники и мельники, а шлюзы канала обеспечивали судоходство и доступ от Рейна к дверям практически каждого магазина вдоль реки.

Торговый город прославился на всю Европу, когда в середине XV века Иоганн Гутенберг изобрел наборный типографский шрифт. Благодарные потомки поставили изобретателю памятник и назвали в его честь площадь. Старый город занимает несколько кварталов вокруг кафедрального собора. Готический шпиль собора взметнулся на высоту 142 метров. До XIX века это был самый высокий шпиль христианского мира. Несколько смущает несимметричность здания, однако жители Страсбурга утверждают, что вторую башню строить не стали, дабы собор походил на лебедя – символ верности.

Рядом с плотиной находится один из самых красивых районов Страсбурга – La Petite France («Маленькая Франция»). Он занимает стрелку реки и канала и частично западный берег реки Иль. Своим названием квартал обязан находившемуся здесь госпиталю, специализировавшемуся на лечении сифилиса у солдат, возвращавшихся домой не только покалеченными, но и больными неизлечимой в то время болезнью, которая в XV веке называлась «французской». Эту злую иронию понимают далеко не все, даже местные жители. В старом городе встречаются «знаменитые» страсбургские бомжи – почти что привилегированный класс по российским меркам. С подачи государства они получают материальную помощь в размере 500 евро. Ну а если у такого бездомного есть еще и крупная собака типа овчарки, то и всю тысячу. Но Страсбург много столетий назад был хорошо известен и, мягко говоря, не столь благостным отношением к людям. В Средние века здесь шла массовая охота на ведьм. Их, приговоренных к смерти, сажали в железные клетки и опускали с моста в реку или отправляли на костер. Сегодня ведьма – это один из сувенирных символов Страсбурга наравне с аистами. Чтобы полюбоваться на этих птиц лучше всего отправится в парк Оранжерея. Здесь практически на каждом дереве – гнездо аистов. В центре парка есть небольшой зоопарк, где разводят павлинов и розовых фламинго.

Хочется погулять подольше, но Страсбург сегодня – это, прежде всего, город большой политики, и в это время в Европарламенте шли пленарные заседания. Штаб-квартиру законодательного органа иногда называют «Башней Евровавилона». Строение, действительно, – как с картины Брейгеля, только из стекла и стали. Аккредитация у меня была на два дня, и я собирался многое успеть. В первую очередь – попасть на заседание комитета парламентского сотрудничества «Россия – ЕС», на котором в том числе обсуждали отмену визового режима. Правда, как меня сразу предупредил заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, громких, а уж тем более сенсационных заявлений по этому вопросу ждать не стоит.

Андрей Климов, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам:
– Пришло время определиться: или Европа действительно имеет политическую волю двигаться в этом направлении, или мы будем делать свои выводы в отношениях между нашими государствами в части визового режима. При чем – это относится не ко всем странам. Большинство стран ЕС не против безвизового режима с Россией, но дело в том, что они тоже иногда вынуждены консенсусом принимать решения. Есть несколько стран, не более пяти-семи, которые блокируют решение. Среди государств, которые готовы хоть сегодня открыть безвизовый режим для России, например – Италия, Франция, Португалия, Испания, Кипр, Мальта, Финляндия. С Польшей уже фактически существует безвизовый режим, но только для жителей Калининградской области. Но есть и другие силы – это государства Балтии, Германия, Швеция, Великобритания, которые препятствуют процессу.

Кнут Флекенштейн, председатель комитета парламентского сотрудничества «Россия – ЕС»:
– Считаю, что мы должны поторопиться в решении визового вопроса, потому что контакт между людьми очень важен. Президент Путин и президент Борозо могут подписать какие угодно бумаги, но это не так важно по сравнению с реальным общением между людьми. Вот почему я поддерживаю каждую попытку со стороны России. 


Александр Мирский, депутат Европейского парламента от Латвии:
– Для многих депутатов Европейского парламента Россия – это загадка. Такая большая страна с белыми медведями и шахтами с ракетами. Эти стереотипы надо убирать. Необходимо сказать, что мы такие же европейцы, как и вы, мы такого же мышления. Да, у нас независимая страна, которая может себе позволить независимую внешнюю, внутреннюю политику, которая может существовать независимо от внешних источников, сама по себе. Мало у каких стран есть право существовать независимо от всех остальных. У России это право есть, и, возможно, вам завидуют».

Сергей Железняк, сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества «Россия – ЕС»:
– Понятно, что эти темы невозможно решить за один день, и наша задача – всячески поддерживать парламентским сопровождением те усилия, которые осуществляет руководство России по поиску совместных позиций. Ведь Европарламент не однороден, он представляет не только разные страны, но и разные политические силы.

Депутаты Европарламента из комитета парламентского сотрудничества «Россия – ЕС» поддержали предложенную российскими коллегами инициативу проведения в этом году панъевропейского фестивального марафона от Перми до Лиссабона. Планируется, что фестивальный марафон начнется 12 июня в Перми, далее в его маршруте Рига, Прага, Вена, где запланированы российско-австрийские культурные сезоны, после этого презентации российских регионов пройдут на Мальте. Завершится марафон в Лондоне и Лиссабоне. По словам инициатора культурного сотрудничества, сенатора от Пермского края Андрея Климова, детали проведения марафона будут обсуждаться в марте на заседании парламентской рабочей группы по культуре в Перми. Так что стоит ждать гостей из Европарламента.