Бренд мирового уровня

После серии громких премьер в Пермском театре оперы и балета эксперты и зрители пытаются оценить влияние происходящих в театре перемен на развитие региона. Успех «нового» оперного поразил не только жителей края. Он шагнул и за его границы.

После громкой премьеры оперы «Королева индейцев», как и после всякого успеха, проходит период эмоций и настает время анализа. Критики и общественность разбирают соотношение затрат и прибыли, связанных с ярким проектом, смело вышедшим за пределы Пермского края, а также обсуждают перемены, произошедшие за последние три года с пермской оперой. Нужны ли они пермякам?

Зачем это зрителям?

«Королеву индейцев» успели посетить почти 5 тысяч человек, что составило 97,4% от общей вместимости зала театра. «Это лучшее из того, что я видел за последние годы, опера будущего, тончайшая технологическая ткань, – делится впечатлениями доцент ПГНИУ Сергей Ивлиев. – Нетривиальная по форме, она проникает глубоко в подсознание и там делает свою эмоциональную работу, которая заставляет тебя проснуться посреди ночи и переосмыслить свой путь». Пермский бизнесмен Денис Корнеевский рассказывает о недавней премьере и своем видении происходящих с театром перемен: «В целом, на мой взгляд, за последнее время таких крупных ярких и значимых для города проектов было в Перми считанные единицы. Оперный театр до сих пор держит марку и остается еще не разрушенным форпостом культурных начинаний. Чувствуется, что интерес пермского зрителя как к работе самого театра, так и к тому, кто представляет эту работу, растет. И это оправдано». Ректор пермского филиала ВШЭ Галина Володина рассуждает о том, что получил регион в связи с приездом в Пермь Теодора Курентзиса: «Оперный театр вместе с Курентзисом безусловно стал брендом мирового уровня. Пермь может гордиться тем, что здесь работает такой дирижер и руководитель. Вам так скажут не только в нашем городе, но и в любом сколько-нибудь театральном городе мира – для всех просвещенных людей это очевидно». Сухие цифры. Как сообщил генеральный менеджер театра Марк де Мони, кассовые сборы выросли в два раза по сравнению с показателем трехлетней давности (43 млн рублей от продажи билетов за прошлый сезон). Заполняемость за сезон 2012/2013 оказалась рекордной, составив 87,5%. Пермский оперный работает в режиме полной репертуарной нагрузки – 6 вечеров в неделю.

Выгодны ли перемены театру?

Зрители замечают в первую очередь изменения в оперном репертуаре театра – афиша пополнилась новыми постановками высочайшего качества. В Пермь приезжают лучшие музыканты, певцы, послушать которых пермяки раньше могли только мечтать. Именитые режиссеры, которые еще три года назад и не знали о нашем городе, сегодня работают на пермской сцене. Ведущие зарубежные театры почитают за честь выступить в копродукции с пермским оперным. Труппа театра выезжает на гастроли в европейские столицы, а не только в провинцию, и дает спектакли на престижных национальных площадках. Наш театр вошел в «высшую театральную лигу». В России и за ее пределами оперный из Перми впервые всерьез сравнивают с Мариинкой и Большим. И это укрепление бренда гарантирует театру интерес прославленных мастеров сцены к участию в перспективных проектах, внимание критиков и зрителей к постановкам, спонсорскую поддержку новых спектаклей. Изменения, которые сегодня происходят в Пермском театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса, позволяют театру расти и развиваться. Без перемен не обойтись, если театр хочет быть конкурентоспособным. Ведь система, которую использует Курентзис для оперных постановок, принята во многих театрах мира: постановочная группа и солисты собираются на несколько недель, создают спектакль и дают определенное количество премьерных представлений. «Сегодня неважно, где родился музыкант – в Перми или в Париже: если он по-настоящему талантлив, он будет стремиться выступать на лучших мировых площадках. Поэтому нужно принять тот факт, что сохранить репертуарный театр в условиях открытых границ не вполне возможно. Нужно создавать условия, при которых талантливым музыкантам, певцам будет столь же престижно выступать на пермской сцене, как и в любом другом европейской театре, – отмечает Галина Полушкина, первый заместитель генерального директора компании «Прогноз», спонсора театра. – Нам, как ИТ-компании, проблема конкуренции за кадры знакома не понаслышке: ИТ-отрасль тоже интернациональна, как и музыкальный театр. Хорошие программисты востребованы во всем мире, и удержать их непросто». «Намеченное и необходимое преобразование театра – процесс сложный и постепенный, который не может случиться за два дня, но должен завершиться к моменту появления новой сцены. У г-на Курентзиса серьезные и долгосрочные намерения в отношении Пермского театра оперы и балета: нет повода опасаться его отъезда, тем более нет повода этого добиваться», – заверяет генеральный менеджер театра. По словам менеджмента, у театра обширные творческие планы: завершение цикла опер Моцарта — Да Понте постановкой «Дон Жуана» в начале сезона 2014/2015, возобновление постановок опер Чайковского. Пермский театр продолжает развивать направление ультрасовременной оперы, планирует включить в репертуар наиболее популярные итальянские образцы. Каждая новая постановка войдет в репертуар, но будет представлена не один или два раза в месяц, а блоками спектаклей – по два-три раза в течение сезона. Руководство театра стремится увеличить финансирование коллективов, с 2011 года ведя переговоры с властью. Директор Большого симфонического оркестра театра Рустам Зиганшин отмечает результаты: «У одной трети оркестра зарплата сегодня действительно низкая, еще у трети — средняя, у остальных музыкантов она уже на достойном уровне». «Министерство культуры края с 2014 года решило выделить средства на создание 18 новых ставок с достойной зарплатой в оркестре. Это хорошее начинание. Конечная цель заключается в том, чтобы сократить расстояние между MusicAeterna и другими коллективами театра, постепенно повышая уровень мастерства и заработка. К открытию нового театра мы должны будем полноценно работать на двух сценах, представляя расширенную программу и все постановки по единому стандарту качества», – сообщает Марк де Мони.

Нужен ли Перми обновленный оперный театр?

Сегодня во многом благодаря произошедшим в последние годы переменам наш город приобрел репутацию театрального центра. «В России Пермь узнают через работы Теодора Курентзиса. Многие едут к нам из Москвы только ради того, чтобы посмотреть премьеру, как, например, это было с «Королевой индейцев». Моя подруга-пианистка живет в Милане и, могу заверить, гордится тем фактом, что в ее родном городе работает музыкант такого масштаба», – рассказывает Галина Володина. «У Теодора Курентзиса безупречный вкус, у него нет случайных проектов – он добивается высочайшего качества в любом начинании. И пермский бизнес заинтересован в том, чтобы оперный театр становился более современным и интересным под его руководством. Мы готовы поддерживать перемены в театре, которые делают Пермь популярной и привлекательной, приводят в наш город талантливых людей и помогают нам удерживать здесь лучшие пермские умы», – говорит Галина Полушкина. При общей тенденции, когда люди с большим потенциалом покидают наш город, мы так и не сумели в полной мере оценить тот факт, что в Пермь приехал великолепный молодой талантливый коллектив. Не на время – всерьез и надолго. «За три года Пермь стала родной для большинства музыкантов MusicAeterna. Здесь они живут, растят детей, некоторые приобрели жилье, иными словами – в Перми они пустили корни, – говорит музыкант MusicAeterna Павел Курдаков. – 17 октября я в третий раз стал отцом. Это уже второй ребенок, который родился у меня в Перми». То, что делает сегодня Курентзис для Пермского театра оперы и балета, можно назвать серьезной инвестицией в регион. Об этом говорит депутат краевого парламента Сергей Клепцин: «Безусловно, театр и Теодор Курентзис стали настоящим брендом мирового уровня. По сути, работа г-на Курентзиса на территории региона — это инвестиции в развитие. Причем как краткосрочные, так и долгосрочные – повышение общего культурного уровня жителей города Перми. Это то, что сейчас принято называть инвестициями в человеческий капитал».