Поднять на щит

На федеральном уровне решили упорядочить наружную рекламу при помощи схем. Пермский бизнес предрекает рост цен и сокращение игроков на рынке.

На минувшей неделе начальник управления потребительского рынка администрации Перми Ахсо Арекеева рассказала, какие изменения ждут наружную рекламу начиная со следующего года. Теперь любая рекламная конструкция может быть установлена только в соответствии с общегородской схемой, которую администрация Перми утверждает своим постановлением в срок до 1 января 2014 года.

Разрабатывать части схемы — комплексные проекты размещения конструкций на определенной территории — разрешено как муниципалитету, так и самим рекламным компаниям. По признанию г-жи Арекеевой, на сегодня интерес к подобной работе рекламные компании не проявляют. Между тем, по данным чиновницы, в Перми насчитывается порядка 30 крупных и средних игроков. Как отмечает г-жа Арекеева, самостоятельная разработка комплексных схем позволит участникам рынка минимизировать риски по сохранению своих конструкций. Если предложений от бизнеса не поступит, муниципалитет самостоятельно разработает комплексные планы и объединит их в схему.

«Федеральный законодатель обязывает провести нас эту работу до 1 января 2014 года, и схема будет готова и утверждена к этому времени. У рекламных компаний есть возможность поучаствовать в процессе ее создания. Другой путь — сидеть и ждать, пока их конструкции просто спилят», — отмечает г-жа Арекеева.

Прецеденты разработки схемы самостоятельно рекламными компаниями на федеральном уровне есть. Так, по словам г-жи Арекеевой, полностью данный документ участники рынка создали для Москвы.

В свою очередь, участники рынка называют целый ряд рисков, который возникает в случае, если они самостоятельно разрабатывают комплексный план размещения рекламных конструкций. Прежде всего это необходимость согласования со всеми контролирующими органами, начиная от управления потребительского рынка и заканчивая, в определенных районах города, Краевым центром охраны памятников. Кроме того, отсутствуют какие-либо гарантии, что по итогам торгов именно данная компания займется размещением рекламы на территории. Также в штате необходимо иметь конструктора-проектировщика, что доступно далеко не всем участникам пермского рынка.

«Четко понятно, что если соблюдать все требования законодательства, количество конструкций сократится не в два раза, а на порядок. Очень мало будет рекламных конструкций в центре, и получится перенос основной массы за пределы центрального планировочного района, в том числе на выезды из города — эти направления будут разрабатываться для размещения рекламного инвентаря», — отмечает Татьяна Бадяева, директор медийной группы «Паритет».

Среди других новаций федерального законодательства — изменение срока размещения рекламных конструкций. Теперь субъект может установить срок от 5 до 10 лет по различным видам рекламных конструкций. Кроме того, установлен административный порядок демонтажа незаконно установленной рекламы, а штрафы за такое размещение увеличены с 50-80 тыс рублей до 0,5-1 млн рублей.

Меняется и стоимость аренды рекламных конструкций — теперь она зависит от результатов торгов. Итоговую сумму компании будут выплачивать в бюджет города ежегодно, в течение всего времени размещения. «Стоимость рекламных конструкций возрастет на 30-40%», — прогнозирует Илья Мокрушин, руководитель ООО «Реклама и Полиграфия».

В администрации уверены, что все предлагаемые меры ведут к упорядочению ситуации на рынке рекламы, делают его более цивилизованным и удобным для жителей. У представителей бизнеса позиция несколько другая.

«Если на порядок изменится количество рекламных конструкций, естественно, стоимость будет другая. Но здесь существует внутриотраслевая конкуренция. Вопрос — не уйдут ли клиенты, не желая вкладывать такие большие суммы в наружное размещение, в интернет и телевидение. Перераспределение бюджетов может произойти внутри», — прогнозирует г-жа Бадяева.

ПОСТАВЯТ ЭКСПЕРИМЕНТ
На сегодняшний день администрацией Перми объявлен аукцион на разработку комплексного проекта по размещению рекламы для территории, прилегающей к автодороге Старцева — Чкалова. Максимальная сумма муниципального контракта составляет 1,4 млн рублей, закончился этап подачи заявок. После подведения итогов комплексный проект должен быть разработан в течении 50 дней, а торги по данной территории планируют провести не позднее октября 2013 года. В администрации пояснили, что выбор магистрали Старцева — Чкалова обусловлен отсутствием здесь каких-либо рекламных конструкций и, по сути, позволяет провести эксперимент.