Особенная стать

Увидеть Россию и не умереть — можно в Музее современного искусства.

11 апреля в Музее PERMM открылась выставка Best of Russia 2012 — масштабная подборка фотографий, посвященная российской современности во всем ее невообразимом размахе. Best of Russia — проект, инициированный еще в 2008 году Центром современного искусства «Винзавод». Принять участие могут как состоявшиеся мастера, так и любители, главное условие — чтобы снимки отражали отечественные реалии и были сделаны в определенный промежуток времени. Каждый год после окончания работы выставки в Москве она экспонируется на крупнейших выставочных площадках России и за рубежом. Так Best of Russia и оказалась в Музее PERMM.

Снимки на выставке традиционно представлены в пяти разделах: «Природа», «Архитектура», «Стиль», «Люди», «События и повседневная жизнь». Главное в экспозиции — ее разнообразие. Львиная доля фотографий посвящена политической жизни в Российской Федерации. У работ с изображением многолюдных митингов и Владимира Путина собирается основная масса зрителей. Северная природа и портреты рыжеволосых девочек привлекают куда меньше внимания, но это и понятно — актуальность темы налицо, образ милитаризованной и отутюженной полицейскими сапогами страны легко встраивается в парадигму breaking news, перед нами словно выпуск новостей на телеканале «Дождь»: вроде бы никого не обличают, но ироничный тон дает понять, на чьей стороне авторы сюжета.


Образ президента, изредка возникающего на фото, — образ человека, угодившего в западню и окруженного врагами. Путин напоминает парашютиста, десантировавшегося на минное поле, и, кажется, даже министры не внушают ему доверия. Зевающий в полный рот Николай Валуев и поникший Гудков, чьи изображения находятся неподалеку, создают уж совсем плачевный имидж российского парламентаризма. Здесь же мятежные толпы и извивающиеся в объятиях полицейских митингующие. Многие из этих фотографий стали хитами в интернете, узнавание добавляет им еще больше баллов. Оказавшись в оффлайне, они становятся авторитетными источниками информации, интерпретировать которую двояко уже не представляется возможным.


На следующей ступени пьедестала — портретные работы: Захар Прилепин, Борис Грачевский, Николай Караченцов, Никита Михалков — весь цвет творческой интеллигенции изображен за пределом цвета, в черно-белой гамме, что еще больше сосредоточивает взгляд на главном, которое, однако, не так просто уловить и истолковать.


Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев на открытии выставки заметил: «Что бы ни было изображено на фотографиях, в ее центре всегда находится человек». И действительно, даже когда человек остается за кадром, невольно задумываешься о том, кому предназначаются эти тяготы, красота и просторы. Разумеется, не только фотографу.