Эстонцы переиначили Станиславского, добавив эротики. Рецензия на мировую премьеру спектакля "Педагогическая поэма"

Самый загадочный эстонский театр представил в Перми мировую премьеру. В антракте зал покинула треть зрителей. Остальные аплодировали актерам стоя.

13 октября на площадке «Сцены-Молот» в рамках фестиваля «Пространство режиссуры» состоялся премьерный показ спектакля «Педагогическая поэма», представленный таллинским театром NO99. Театр нумерует свои постановки в обратном порядке, «Педагогическая поэма» значится в репертуаре под номером 63. Что будет, когда эстонцы сыграют свой последний «опус», не знает никто.

Спектакли театра NO99 напоминают импровизацию и неспроста — актеры признаются, что постановки порой рождаются прямо на сцене и лишь запечатлевают поток сознания участников проекта. Пермским зрителям, вероятно, чудилось, что они стали свидетелями трехчасовой репетиции разношерстной актерской труппы во главе с эксцентричной седовласой наставницей. Сюжета не было и в помине, точнее, сюжетов было чересчур много, чтобы успеть уследить за всеми: спектакль составлен из отдельных этюдов, зарисовок, оборванных намеков, эротических сцен, общего гомона, танцев и игр; участники не прерываются на антракт: пока зрители прохлаждаются в фойе, они драят сцену, переговариваются друг с другом, музицируют на гитаре. А затем все начинается вновь: актеры ссорятся, мирятся, целуются, рвут друг на друге одежду, изображают однополую любовь, дерутся, танцуют, расплескивают воду, обливая первые ряды, ревут, кричат, сбиваясь на хрип.

Постановка выдалась жаркая — во-первых, в зале царила гнетущая духота, во-вторых, актеры по-настоящему «отжигали», никого и ничего не стесняясь. Накала страстей выдержали не все — в антракте зал порядочно опустел, зрители продолжали покидать свои места на протяжении всего второго акта. Некоторые — возмущенные «обнаженкой» и матерщиной, другие — продолжительностью, третьи — скверной работой кондиционеров.

Тут уж ничего не поделаешь, NO99 берет скандальным, неведомым для большинства из нас акционизмом. К примеру, в марте 2010 театр объявил о создании радикального политического движения «Объединенная Эстония». Полтора месяца ее активисты возмущали общественность своим участием в теледебатах, выступлениях с импровизированных трибун, сетевыми публикациями в националистическом духе. Бедные эстонцы были «затроллены» и заинтригованы настолько, что скупили все билеты на первый съезд членов «Объединенной Эстонии, оказавшийся... ну да, опусом №75: фашиствующий «фюрер» скакал по сцене, мимо шли вооруженные колонны с мрачными стягами, гимн «Объединенной Эстонии» гремел в прямом эфире на всех информационных каналах... А пермяков испугала нецензурная брань.

«Педагогическая поэма», как говорят в театре, основана на одноименном романе Антона Макаренко и трудах Константина Станиславского. Лучше сказать, вдохновлена. «Этот спектакль о становлении и бытии человека. Как далеко вы можете зайти, чтобы научиться чему-нибудь новому?» - так описывается основной посыл работы Тийта Оясоо и Эне-Лийз Семпер. Герои «Педагогической поэмы» напоминают лабораторных крыс, подчиненных воле экспериментатора — той самой седовласой наставницы, которая на первых порах направляет действия подопечных, а затем пускает все на самотек — перегрызутся или забьются по углам?

Особая находка режиссера в том, что зрителю не до конца ясно, где заканчивается эта «студия актерского мастерства» и начинается реальная жизнь персонажей. Где-то ведь она должна начаться.