Самый загадочный эстонский театр представил в Перми мировую премьеру. В антракте зал покинула треть зрителей. Остальные аплодировали актерам стоя.
Спектакли театра NO99 напоминают импровизацию и неспроста — актеры признаются, что постановки порой рождаются прямо на сцене и лишь запечатлевают поток сознания участников проекта. Пермским зрителям, вероятно, чудилось, что они стали свидетелями трехчасовой репетиции разношерстной актерской труппы во главе с эксцентричной седовласой наставницей. Сюжета не было и в помине, точнее, сюжетов было чересчур много, чтобы успеть уследить за всеми: спектакль составлен из отдельных этюдов, зарисовок, оборванных намеков, эротических сцен, общего гомона, танцев и игр; участники не прерываются на антракт: пока зрители прохлаждаются в фойе, они драят сцену, переговариваются друг с другом, музицируют на гитаре. А затем все начинается вновь: актеры ссорятся, мирятся, целуются, рвут друг на друге одежду, изображают однополую любовь, дерутся, танцуют, расплескивают воду, обливая первые ряды, ревут, кричат, сбиваясь на хрип.
Тут уж ничего не поделаешь, NO99 берет скандальным, неведомым для большинства из нас акционизмом. К примеру, в марте 2010 театр объявил о создании радикального политического движения «Объединенная Эстония». Полтора месяца ее активисты возмущали общественность своим участием в теледебатах, выступлениях с импровизированных трибун, сетевыми публикациями в националистическом духе. Бедные эстонцы были «затроллены» и заинтригованы настолько, что скупили все билеты на первый съезд членов «Объединенной Эстонии, оказавшийся... ну да, опусом №75: фашиствующий «фюрер» скакал по сцене, мимо шли вооруженные колонны с мрачными стягами, гимн «Объединенной Эстонии» гремел в прямом эфире на всех информационных каналах... А пермяков испугала нецензурная брань.
Особая находка режиссера в том, что зрителю не до конца ясно, где заканчивается эта «студия актерского мастерства» и начинается реальная жизнь персонажей. Где-то ведь она должна начаться.