Бодрость театру

Архитектор Евгений Асс взялся за изменение облика площади перед Театром-Театром. Здесь появится стена из дерева.

Московский архитектор Евгений Асс, руководитель бюро «Архитекторы асс», профессор мастерской экспериментально-учебного проектирования «МАРХИ», возведет перед Театром-Театром протяженную деревянную скульптуру, изменит внутреннее убранство здания и, таким образом, обновит внешний вид одного из архитектурных символов Перми. Работа над проектом реконструкции ведется с лета нынешнего года. Сейчас, когда появились первые эскизы, Евгений Асс делится своими мыслями насчет предстоящего воплощения своих идей в жизнь.
Известны случаи, когда здания театров становились для городов архитектурообразующими факторами. Есть ли шанс у Театра-Театра?
– Здание театра в своем нынешнем качестве олицетворяет собой разве что канувший в века партийно-правительственный пафос советского времени. Такие здания строились как главные городские залы, служившие прежде всего местом проведения официальных съездов, конференций партхозактивов, празднований 7 ноября и Первого мая. Представление об архитектуре театра основывалось не на творческой жизни театрального коллектива, а на образе самого здания как воплощения политического официоза. Мой проект направлен на разрушение этого пафоса, это попытка, не изменяя самого здания, придать ему новую энергию, чтобы здание заговорило с жителями на новом языке. На ту же идею работают и другие архитектурные проекты современной Перми: реконструкция здания Речного вокзала, оперного театра – все они призваны задать новую образность городу. Надо иметь в виду, что мы делаем не проект реконструкции, а проект оформления. Реконструкция подразумевает мощное вмешательство в архитектуру здания. А оформление – это аппликация, наложение на нынешний облик новых пластических средств, не разрушающих его достоинств. Мы лишь «обустраиваем» интерьеры здания и пространство вокруг театра объектами, заставляющими пересмотреть архитектуру этого здания. Это то же самое, что рядом со швейной машинкой «Зингер» вы поставите современный компьютер. Два объекта начнут взаимодействовать, порождать новые смыслы. К тому же стремимся и мы – посредством взаимодействия здания театра и масштабного арт-объекта создать новую среду его существования.
Как идея оформления будет связана с общей архитектурной ситуацией в Перми?
– Не могу отвечать за всю ситуацию в целом, но мне бы хотелось, чтобы предлагаемый мною проект стал инновационным импульсом. Моя цель – это художественный жест, направленный на создание новой культурной реальности. Все это вписывается в инициативную деятельность, которую ведут в Перми Марат Гельман, Эдуард Бояков, Борис Мильграм и другие энтузиасты. Мне хочется «прозвучать» в том же контексте. И моя работа совершенно не должна рассматриваться как призыв к революции, но лишь как попытка внести новое образное начало в пермскую среду.
Вписывается ли Ваш проект в концепцию «музея в городе»?
– Я бы не сказал, что это как-то связано с музеем. Музей в той или иной мере рассказывает о прошлом. Мой же проект в основном связан с настоящим и будущим Перми, с новым настроением города. Мне кажется, сейчас в городской среде не хватает какой-то бодрости. И предлагаемая мною вещь, которая на первый взгляд кажется радикальной, направлена именно на то, чтобы как-то «оживить» город.
Насколько уместна эта радикальность?
– Если говорить о современном искусстве, то оно по определению радикально. Но, в конце концов, это авторская работа. Кому-то, может быть, эта работа покажется странной или даже неуместной. Но если заглянуть в историю, то именно такие «неуместные» шаги определяли не только этапы развития городской архитектурной среды, но и всего искусства.
Являются ли эти шаги некое частью pr-продвижения Театра-Театра?
– Несомненно. Правда все эти слова – пиар, креатив, маркетинг – для современного человека превратились в мантры. Чем чаще они употребляются, тем меньше народ понимает, что они значат. Для меня как архитектора и художника важно архитектурными, пространственными средствами сформировать обновленный образ Пермского драматического театра.
Какой художественный смысл заложен в деревянной стене, которая должна пересечь площадь перед Театром-Театром?
– С одной стороны, здесь очевидны коннотации пермского деревянного зодчества. Кто-то усмотрит в ней подобие деревянного острога и также окажется прав. По моему мнению, главная проблема площади перед театром – отсутствие пространственного магнита, вокруг которого вращалась бы здешняя жизнь. Деревянная стена должна послужить таким магнитом, организующим общественное пространство и общественную жизнь на площади, и в то же время – арт-объектом, подчеркивающим своеобразные достоинства здания театра.