Крутя педали

Андрей Гладиков, генеральный директор ОАО «Камская долина», – об уроках кризиса, рентабельности строительной отрасли и себестоимости жилья.

Выручка «Камской долины» по итогам кризисного 2009 года увеличилась более чем в 1,8 раза. С чем это связано, ведь в кризис строители жаловались, что продажи фактически остановились?
– Кризис был, и я бы не сказал, что мы уже успешно его преодолели. С точки зрения валовой прибыли прошедший год оказался неплохим, но по уровню доходности до докризисного уровня еще далеко. Это связано не только с текущей деятельностью компании, но и в первую очередь с нашими докризисными обязательствами, которые были выстроены на ожиданиях большой прибыли. Наверное, в текущем периоде, благодаря переоценке подходов к строительству и снижению себестоимости жилья, уже можно говорить о рентабельности отрасли. Но долги по-прежнему мешают.
За счет чего велись продажи?
– Половина выручки была сделана за счет муниципальных и госконтрактов, продаж в розницу практически не было. В консолидированной компании KD-Group объем жилья, реализованного по госконтрактам, составил 50 тыс. кв. метров, притом, что ежегодно мы строим 100 тыс. кв. метров. Для сравнения, в 2007–2008 годах все продажи велись исключительно в розницу. Госконтрактов не было вообще, а самые большие оптовые закупки не превышали 10 квартир.
Наш первый опыт работы по госконтрактам пришелся на конец 2008-го – начало 2009 года. Квартиры, которые мы реализовали, строились еще по докризисному принципу, они должны были продаваться в ипотеку уже после сдачи дома. Поэтому строительство велось на банковские деньги. Когда эта система сломалась, мы вынуждены были отдавать квартиры по госзакупкам, зачастую ниже их себестоимости. 3 тыс. кв. метров, а это порядка 100 млн рублей, мы отдали просто так, только потому, что по условиям торгов должны были предоставить квартиры меньшие по площади. Но наш бизнес – это велосипед. Если сидишь и крутишь педали, то ты едешь, как только перестаешь крутить – ты упал. Поэтому крутим педали и пытаемся ехать.
Увеличилось ли в кризис количество сделок по взаимозачетам?
– В прошлом году наиболее часто использовались взаиморасчеты. До 50 % объемов работ мы оплачивали подрядчикам квартирами.
Сейчас уже продажи в розницу возо-бновились?
– Розница активизировалась с начала года, когда мы объявили новый проект – «Народная квартира». А летом окончательно стало понятно, что розница оживает. Банки возобновили ипотеку и сейчас уже начинают конкурировать между собой снова, вводя различные продукты.
Какие уроки были извлечены из кризиса?
– Кризис дал нам понимание, что цена квадратного метра 30 тыс. рублей – это не политическая воля президента. Строить по таким ценам можно, надо лишь более критично относиться к рынку и собственным услугам и с пониманием к тому, что может клиент. До кризиса цены росли: 50–80–100 тыс. рублей за кв. метр. Мы все заявляли крупные девелоперские проекты. Не менее пяти пермских строительных компаний имели портфель по полмиллиона квадратных метров, которые собирались построить в течение ближайших 5 лет. Что бы мы со всем этим делали да еще по существующим на тот период ценам? Все рассчитывали продавать квартиры эконом-класса, которые сейчас стоят 30–40 тыс. рублей за кв. метр, по цене от 50–60 тыс. рублей за кв. метр.
Но в то время компанию вели мировые консультанты, они готовили нас к IPO. И ни в одном предложении по развитию бизнеса не было прогнозов по кризису. Повышая рейтинги компании, никто не сказал, что мы живем ожиданием незаработанных денег, а этого делать нельзя. Рынок давал взаймы под будущие миллиарды рублей, не обеспеченных ни готовыми квартирами, ни даже стройматериалами. Компания стояла в шаге от заимствований по Лондонской бирже и в шаге от заимствований по кредитным нотам. Не случись кризис, было бы не понять всю надуманность этих ожиданий.
До кризиса строители активно кредитовались, а потом наступил период, когда не то что получить кредит, но даже реструктурировать долги многим оказалось очень сложно. Как ситуация выглядит сейчас?
– Отрасль в один квартал превратилась из любимчиков в изгоя. Если до кризиса банкиры в очередь стояли, то потом при слове «строитель» все напрягались так, как будто покойник в доме.
Большинство наших кредитов было в Сбербанке. Надо отдать должное, банк понимает ситуацию и позволил реструктуризовать кредитные обязательства. Но мы строим многоквартирное жилье и хотим продолжать строить, а делать это, не привлекая банковский ресурс, невозможно, особенно на первом этапе строительства. Поэтому намерены и впредь обращаться в банки.
Кризис заставил задуматься о том, как снизить себестоимость квадратного метра?
– В первую очередь себестоимость строительства была объективно понижена кризисом. Тот, кто хотел оставаться в рынке, строители, проектные организации, подрядчики, производители стройматериалов задумались над этим вопросом и занялись поиском решений. Но сейчас тревожит, что кризис еще не закончился, а цены уже растут. В том числе на стройматериалы и на строительные конструкции. На мой взгляд, причина кроется в росте стоимости энергоресурсов. Тот уровень цен, которого удалось добиться в период кризиса, по нашим оценкам, вырос примерно на 14 %.
Каковы перспективы компании на 2010 год?
– В этом году обороты «Камской долины», одного из предприятий нашей группы компаний, могут не вырасти, поскольку мы диверсифицируем бизнес и разделяем функции между различными подразделениями. «Камская долина» выполняет функции генерального подрячика – заказчика. Она ведет техническое сопровождение проектов. Продажами занимаются другие компании. Поскольку новых проектов на «Камскую долину» мы не заводим, а те, что были, постепенно распродаются, то выручка непосредственно этой компании может оказаться ниже, чем в предыдущие годы. В целом по KD-Group мы, безусловно, рассчитываем на увеличение доходов, хотя оно будет не столь существенным, как в предыдущие годы, порядка 400–500 млн руб-лей. Но изменится сама структура выручки, в 2010 году большая часть доходов будет получена за счет розничных продаж.

на правах рекламы