Вернуть клиента

В период кризиса бизнес-школы столкнулись с резким сокращением количества слушателей. Чтобы не потерять всех, многие компании были вынуждены диверсифицировать программы и ввести краткосрочные курсы.

Экономический кризис оказал серьезное негативное влияние на состояние рынка образовательных услуг Пермского края. Итоги осени 2008 года и 2009 года оказались неутешительными для рынка дополнительного бизнес-образования. Одни игроки прекратили свое существование, другие – изменили форму деятельности, а третьи, оставшиеся на рынке, столкнулись с отсутствием клиентом.

Неконкурентная среда.

Эксперты «bc» единодушны в оценке рынка Перми, называя его ненасыщенным и несформировавшимся. Сергей Комаров, заведующий кафедрой маркетинга ИПК РМЦПК, среди его особенностей выделяет небольшое количество игроков, невысокий уровень преподавания и низкую требовательность клиентов. По данным Ольги Котельниковой, директора Школы бизнеса «ЛИНКама» – регионального представительства международного института менеджмента «ЛИНК» в Перми, работодатели характеризуют сложившуюся в Перми ситуацию как «сильную конкуренцию слабых игроков».

Сами игроки рынка с такой оценкой не согласны. В частности, Вадим Грабарь, декан факультета профессиональной переподготовки Пермского филиала Государственного университета Высшей школы экономики, говорит, что прямой и жесткой конкуренции не наблюдается, поскольку есть разбивка как по нишам, так и по ценовым сегментам. С ним солидарен и Сергей Комаров, он считает, что среди образовательных учреждений борьбы за клиентов нет, каждая организация имеет свой круг клиентов.

Ольга Котельникова в свою очередь отмечает, что за последние два года на пермском рынке бизнес-образования конкуренция, безусловно, увеличилась. «Во-первых, предложение сейчас превышает спрос. А во-вторых, все более активную позицию на рынке занимают центры дополнительного образования на базе вузов, где сильны научные традиции и преподают ученые и профессора», – поясняет собеседница «bc».

Местные в лидерах.

По данным справочной системы «Дубль-ГИС» в Перми, в категории «профессиональная переподготовка/повышение квалификации» значится 28 организаций, в «обучение бизнес-профессиям» – 11, а в бизнес-тренингах – 35.

Организации, предоставляющие услуги дополнительного бизнес-образования в Перми, можно поделить на несколько групп. С одной стороны, есть местные вузовские центры, они же и являются лидерами рынка – ИПК РМЦПК при ПГТУ, Региональный институт непрерывного образования при ПГУ, Центр повышения квалификации при Пермском филиале ГУ-ВШЭ. Вадим Грабарь также выделяют следующие категории: центры бизнес-образования, пришедшие из Москвы и Екатеринбурга (Школа профессионального развития, Урало-Сибирский институт бизнеса, «ЛИНКама» и другие), и пермские фирмы. Сергей Комаров добавляет, что еще есть учебные центры, созданные на крупных предприятий, которые обучают своих сотрудников бизнес-дисциплинам и иногда заказывают эти услуги у других участников рынка бизнес-образования. По словам Ольги Котельниковой, есть и бизнес-школы, в которых учатся те, кому важно получить системные знания по бизнесу и приобрести навыки по управлению им.

Сергей Комаров полагает, что лидерами рынка по объему оказанных услуг являются местные игроки. Вадим Грабарь уточняет, что таковыми среди вузов являются ГУ-ВШЭ-Пермь и ИПК РМЦПК. «Для населения более привлекательны центры при вузах, поскольку у них есть сформировавшийся имидж и репутация», – говорит эксперт «bc».

На короткие сроки.

По оценке Вадима Грабаря, с осени 2008 года пермский рынок бизнес-образования покинуло порядка 30 % игроков. Сергей Комаров говорит о сокращении количества иногородних компаний и тренеров-одиночек.

Исчезновение игроков вызвано сокращением спроса, уменьшением количества обучающихся. «В 2008—2009 годах 20 % компаний отказались от обучения, а 80 % оптимизировали расходы на него. Это коснулось крупных предприятий, среднего и малого бизнеса во всех отраслях», – подытоживает Вадим Грабарь. Ольга Котельникова добавляет, что компании стали чаще прибегать к внутренним ресурсам. В результате, по словам г-на Грабаря, бизнес-центры сократили объемы обучения в два раза, вузовские центры боролись с кризисом за счет диверсификации программ (второе высшее, переподготовка, повышение квалификации, семинары и тренинги) , а сегмент дорогостоящих тренингов с привлечением московских тренеров вообще умер.

Ольга Котельникова отмечает, что многие игроки извлекли из кризиса урок и стали более гибкими в отношениях с клиентами: сокращая программы, увеличивая количество краткосрочных курсов и тренингов. «В связи с финансовым кризисом мы расширили бизнес-программы мастер-классами, семинарами и круглыми столами для руководителей пермских компаний. Это позволяет вести продуктивный диалог с целью выявления потребностей и решения проблем компаний наших слушателей. Сейчас трудно решиться на долгосрочное обучение, поэтому нашу программа MBA мы разделили на модули, каждый из которых представляет собой завершенную программу, например по маркетингу или финансам. Можно изучить один модуль, взять тайм-аут, продолжить обучение на втором, третьем модулях и, наконец, полностью закончить программу и получить диплом МВА», – поясняет Ольга Котельникова.

Мнение клиентов.

Представители бизнеса говорят, что в кризис основными статьи расходов, попавшими под сокращение, стали реклама и обучение персонала. «Поэтому если до кризиса основными критериями выбора были известность компании, ее имидж и репутация, а также мастерство ее сотрудников при продажах предлагаемых программ, то сейчас главную роль играет стоимость обучения», – утверждает директор газеты «Наш район» Елена Дробинина. Еще один собеседник «bc», работающий в малом бизнесе, отмечает, что на выбор того или иного заведения влияют отзывы друзей и знакомых. «К примеру, в нашей группе большинство слушателей пришли на курсы по рекомендациям», – добавляет он.

Рост в 2011—2012.

Собеседники «bc” уверены, что в 2010 году рынок бизнес-образования в Перми не восстановится, поскольку падение в период кризиса оказалось очень серьезным и по отдельным сегментам достигло 50 %. «Сейчас спрос медленно растет, предложение, напротив, сокращается. Вполне можно спрогнозировать остановку этого процесса в 2011—2012 годах и рост до объема оказываемых услуг в 2008 году», – рассуждает Сергей Комаров. Вадим Грабарь в качестве ориентира также называют 2011 год, полагая, что рост возможен за счет оживления бизнеса, поиска инновационных моделей развития, необходимости обновления знаний персонала. Ольга Котельникова в свою очередь напоминает, что инвестиции в бизнес-образование не должны сокращаться во время кризиса. «Шансов выстоять больше у тех компаний, в которых лучше налажены системы управления, где сосредоточен большой человеческий капитал, где люди способны работать на опережение. Те компании, которые будут вкладывать средства в эти направления, получат преимущества перед конкурентами, когда экономика выйдет из кризиса. Я думаю, сейчас прекрасное время, чтобы учиться бизнесу. Ведь лучшие инвестиции в период кризиса – в себя, свое здоровье или образование», – заключает Ольга Котельникова.

Пермские цены, по словам Сергея Комарова, по сравнению со столичными регионами ниже на 20—30 %, а по некоторым программам, например MBA, – на все 40 %. Вадим Грабарь говорит о еще большем разрыве: цены на пермском рынке в 1,5—2 раза ниже, чем в Екатеринбурге, разница с Москвой еще более существенна.

Справка «bc»

По данным экспертов, большей популярностью среди слушателей пользуются следующие программы: стратегическое управление, управленческие тренинги, управление финансами, продажи, логистика. Возрос интерес к управлению проектами и, напротив, уменьшился на маркетинг, PR и рекламу, банковское дело.