Город
  1. Город
 18 ноября 2017, 12:00  

«Сеть» Ким Ки Дука: политический манифест или прозаическая проповедь

«Сеть» Ким Ки Дука: политический манифест или прозаическая проповедь

Продукт: «Сеть».

Режиссер: Ким Ки Дук.


ЗА.

Тот, кто посмотрел «Сеть», сразу заметит, что фильм не столько резонансный, сколько крайне неожиданный. От Ким Ки Дука ждешь чего угодно, но только не антивоенного манифеста, коим и является «Сеть». Кажется, режиссер уже давно прекратил высказываться на политические темы – еще со времен «Береговой охраны», но нет, что-то сподвигло его еще раз обозначить свою позицию по поводу корейского конфликта, и главный вопрос (и соответственно, резонанс) – зачем ему это. Ведь все знают, что в Северной Корее все плохо, а в Южной хорошо – какие разъяснения еще требуются?

Бедный рыбак Нам Чхор-у скромно, но счастливо живет с женой и дочерью на северном берегу реки, которая разделяет Северную и Южную Корею. У него есть специальный допуск на ловлю рыбы в пограничной зоне, и все пограничники ему доверяют: они прекрасно знают, что Нам никогда не посмеет пересечь невидимую водную границу. Но однажды мотор его лодки наматывает сеть и ломается. Нама уносит к южному берегу, где он сразу оказывается в руках спецслужб, которые не очень понимают, что с ним делать. Его то подвергают жестоким и изнурительным допросам, чтобы выбить из него признание в шпионаже, то соблазняют прелестями жизни на Юге, чтобы сделать из него образцово-показательного перебежчика. Но все, чего хочет Нам, – это вернуться домой, где его ждут жена с дочкой… и еще более жестокие спецслужбы КНДР.

Нам – это персонаж-метафора, который оказывается втянут в политические игры двух стран против своей воли. Он олицетворяет собой все гражданское население двух противоборствующих держав (речь, конечно, не только о Северной и Южной Кореях), что участвует в конфликте по велению руководства страны. Военная полемика, спускаемая сверху, мало интересует среднестатистического гражданина, однако если Родина позовет, ты должен встать под ружье – к этому обязывает твоя национальная принадлежность.

Ким Ки Дук разоблачает темную сторону любой войны: здесь нет хороших и плохих. Спецслужбы Южной Кореи, поймавшие Нама, не менее фанатичны и жестоки, чем их северные коллеги, ведь война не позволяет миндальничать с потенциальным противником – нужно заранее бить на поражение, а потом разберемся.

В этом позиция Ким Ки Дука. От художественного эпатажа он (возможно, на время) перешел к прямым высказываниям на болезненные темы. Переход корейского диспута в область фестивального кинематографа – важнейший и, может быть, обнадеживающий симптом. Нет, война не прекратится. Но, по крайней мере, теперь все в курсе, что победителей в этой войне не будет.

ПРОТИВ.

Ким Ки Дук вдруг решил стать манифестантом и выйти на индивидуальный марш против конфликта КНДР и Южной Кореи. «Сеть» – это его плакат, на котором обозначены все стандартные для таких мероприятий требования: прекратить боевые действия, расформировать воинские части, отпустить военнопленных. Ким Ки Дук понимает, что не один лишь Ким Чен Ын раздувает пламя азиатского конфликта, но этого понимания недостаточно, чтобы снять хорошее художественное кино.

Обычный северокорейский рыбак волей случая оказывается в Южной Корее, где с ним происходит множество неприятных приключений: перекрестные допросы, избиения и все в таком духе. Главный герой, тем не менее, тверд в своем намерении вернуться на Родину, где предсказуемо подвергается точно таким же испытаниям и еще более суровым обвинениям.

Ким Ки Дук, конечно, молодец, что снял такое честное и разоблачительное кино, но его либеральный раж – лишь следствие того, что он находится на безопасном расстоянии от реального военного фронта. И если бы в КНДР режиссера, посмевшего высказаться на эту тему, расстреляли бы без суда и следствия, то в Южной Корее Ким Ки Дук получит кинофестивальный приз и будет восхваляем за свои антимилитаристские взгляды. Поэтому в «Сети» нет ничего героического или выдающегося – даже какой-нибудь нудный «Дюнкерк» более категоричен и доходчив.

Ким Ки Дук попытался вложить в прямолинейное кино полноценный набор метафор (рыбак, к примеру, использует флаг Северной Кореи, чтобы прикрыть наготу), но только отвлекает зрителя от главного посыла фильма. Столь же безуспешно задействован в картине «приключенческий» и детективный элемент: за решеткой главный герой знакомится с другим заключенным, который втягивает его в шпионские интриги; следователи выясняют, что их подопечный служил в спецвойсках и может в одиночку справиться с несколькими противниками. Но все эти истории иссякают где-то в середине ленты, а дальше снова начинаются рассуждения о том, как бесперспективна и гибельна вражда держав и наций.

Разумеется, порыв Ким Ки Дука понятен и оправдан. Но формат художественного фильма мало подходит для демонстрации подобных избитых истин. От Ким Ки Дука ждешь поэзии и «жести» в каждом кадре, а получаешь прозаическую проповедь. Самое печальное, что ее смысл ясен уже по заглавию, все остальное – мораль.

(16+).

Все новости компаний