Город
  1. Город
 21 октября 2017, 12:00  

​«Бегущий по лезвию 2049»: бескомпромиссный киберпанк о человечности и бесчеловечности

​«Бегущий по лезвию 2049»: бескомпромиссный киберпанк о человечности и бесчеловечности

Продукт: «Бегущий по лезвию 2049»

Режиссер: Дени Вильнев


ЗА

Сиквел «Бегущего по лезвию» поручили Дени Вильневу – не только человеку безупречного вкуса, но и, судя по всему, большому фанату первоисточника. Вильнев сделал все возможное, чтобы сохранить узнаваемую интонацию киберпанк-бестселлера: слегка монотонный и гудящий от внутреннего напряжения мотив, что изредка взрывается экшном. Слава голливудским богам, дело обошлось без появления на свет очередного пошлого римейка, напротив, Вильнев расширил время и пространство вселенной, созданной Филипом Диком, – и самое главное, в этом времени и пространстве до сих находится место для чуда.

Глядя на трейлер «Бегущего по лезвию 2049», можно ошибочно предположить, что красную нить от первоисточника к сиквелу тянет Харрисон Форд, а Гослинг – только симпатичный мальчик на побегушках, неубиваемый паж, верный паспарту. Но на самом деле преемственность кроется не в актерском составе и знакомом тезаурусе (репликант, имплантированные воспоминания, блэкаут и т.д.), а именно в интонации и стилистике. Тогда как сюжет с самого начала берет мощный старт и уходит в отрыв от точки повествования первого фильма.

Кей – высокотехнологичный репликант, который убивает других репликантов, вышедших из-под социального контроля. Но во время одной из операций он становится обладателем невероятной и в то же время губительной тайны: оказывается, что однажды произошло чудо и женщина-репликант произвела на свет живое дитя, что противоречит природе андроидов и, кажется, угрожает всему мирозданию. След приводит Кея к Рику Декарду – отцу этого ребенка.

Если честно, порой нить сюжета ускользает от самого внимательного зрителя – настолько чарующ и сногсшибателен визуальный ряд фильма Вильнева. Лос-Анджелес «не столь отдаленного будущего» объят то густым смогом, то снежной бурей, за его пределами – выжженные радиацией бурые пески, непроходимые свалки и опрокинутые исполинские статуи. Сцены боев или сцены любви в таком антураже – загляденье и шик; в чувство приводит только фирменный саундтрек да треск выстрелов.

Одним словом, «Бегущий по лезвию 2049» эпичен во всем, кроме концовки: Кей умирает на заснеженных ступенях, а заказчик его убийства остается безнаказанным. Но разве может эпопея уложиться хоть бы и в два с половиной часа экранного времени? Ведь ей, пожалуй, целой жизни будет мало, чтобы рассказать о чудодействии любви и непреклонности добра.


ПРОТИВ

Жанр научной фантастики, видимо, настолько исчерпал себя, что нынешнее племя кинематографистов предпочитает заимствовать прошлые удачные идеи, нежели создавать нечто новое. Звездолеты, телепортация, внеземные колонии, андроиды и так далее – все это повторялось на экране бесчисленное количество раз, кредит зрительского доверия и внимания вот-вот грозит иссякнуть.

Хорошо, что есть классика. «Бегущий по лезвию» даже на момент своей премьеры в далеком 1982 году выглядел как технологическое пророчество. Откровенно говоря, странно, что об этом вспомнили только теперь и решили «перепеть» его на новый лад. Казалось, самым подходящим временем для выхода «Бегущего по лезвию 2049» было начало «нулевых» – истерия вокруг «проблемы 2000», а также активная дискуссия на тему клонирования создавали все условия для успеха римейка.

Реинкарнация 2017 года оказалась мало того что несвоевременной, так еще и слишком подражательной. Вильнев почти что полностью скопировал визуальный стиль и манеру повествования оригинального фильма. Все, что было наложено поверх этого (сюжет, новые герои и проблематика), – лишь маскировка для фабулы, которая, увы, во времена Илона Маска и Алекса Карпа лишилась своего шарма и актуальности.

Сюжет нового фильма сместился в сторону судьбы всей расы репликантов – в их среде готовится восстание, теперь они жаждут не только продления своего срока службы (в фильме Ридли Скотта репликанты подлежали уничтожению спустя четыре года после своего производства), но и одинаковых прав с людьми. Ну разумеется, кто бы сомневался. И если «Бегущий по лезвию», вышедший в XX веке, был просто красивой и мрачной сказкой о несбыточной любви, то в XXI веке он превратился в претенциозный эпик на тему американской мечты, равенства и братства. Так погибают самые светлые идеи.

Отдельного упоминания заслуживает концовка, но лучше сказать, что упомянуть здесь и нечего. Главный злодей останется при своем – очевидно, расправу над ним отложили до следующего сиквела. Нам остается только надеяться на чудо. Может быть, продолжение «Бегущего по лезвию 2049» будет именно таким, каким его ждали на протяжении тридцати пяти лет: бескомпромиссным киберпанком о человечности и бесчеловечности, смерти и бессмертии, ну и чуть-чуть – о внеземных колониях и андроидах, куда уж без этого.


18+

Все новости компаний