Как стало известно Business Class, в Министерстве транспорта Пермского края готовятся объявить новый конкурс на обслуживание межмуниципальных маршрутов. По информации председателя Пермского автотранспортного союза Константина Владимирова, на конкурс планируется выставить маршруты, на которых сейчас никто не работает, но потребность в обслуживании которых имеется, в том числе «Оса – Чернушка» и пригородные из Соликамска.

Ранее разыграть планировали также действующие направления «Пермь – Кунгур – Лысьва», «Пермь – Горнозаводск». Однако на данный момент в Минтрансе склоняются к проведению торгов только по тем маршрутам, о необходимости запуска которых поступали обращения от жителей края.

Летом 2016 года Минтранс выставил на торги все 285 маршрутов, работающие в Прикамье. Их разделили на шесть лотов, в каждом из которых оказалось от 26 до 66 направлений. При этом в один лот вошли маршруты, соединяющие точки в разных концах края. Перевозчики пожаловались в УФАС, заявив, что одно юридическое лицо в крае не имеет необходимого количества транспортных средств, чтобы обслуживать какой-нибудь лот целиком. В конкурсе могли участвовать простые товарищества, но не все перевозчики хотели в них объединяться. Предприниматели оспорили действия Минтранса в суде и в итоге получили документы, подтверждающие право на выполнение перевозок.

По мнению одного из перевозчиков, выдача карт маршрутов только узаконила бардак в сфере перевозок. «Маршрутная сеть Пермского края сильно перегружена. Из Перми в Кудымкар автобусы идут каждые 15-20 минут, в Лысьву рейсы выполняются 28 раз в день, и так почти на всех направлениях», – рассказывает он. В результате автобусы не заполняются пассажирами, и перевозчики завышают цены, чтобы покрывать расходы, – рассуждает он.

Константин Владимиров видит выход в оптимизации существующей маршрутной сети и исключении из нее дублирующих и «притворных» маршрутов. По его оценкам, таких в Пермском крае 30-40%. «Притворные» маршруты появились тогда, когда перевозчик не мог согласовать паспорт нужного ему маршрута, так как по этому направлению перевозки уже осуществлялись большим количеством перевозчиков. Тогда вместо маршрута, скажем, «Пермь – Кудымкар» он начинал выполнять рейсы из Перми до Юсьвы с заездом на автовокзал Кудымкара. Таким образом, забирая пассажиров на маршруте «Пермь – Кудымкар», а также с пригородного направления – из райцентра в Юсьву.

Последнее сильно ударяет по муниципальным предприятиям, осуществляющим пригородные перевозки, подчеркивает Константин Владимиров. По его словам, большинство из них находится на грани банкротства. Однако только муниципальные АТП гарантируют, что жителям отдаленных районов не окажутся без автобусного сообщения, отмечает собеседник.

По мнению перевозчиков, исключение из реестра дублирующих и «притворных» маршрутов положительно скажется на экономике отрасли. С ростом пассажиропотока предприниматели смогут снизить цены на проезд и приобрести новые автобусы. А снизив цены, получат возможность конкурировать с нелегальными перевозчиками и таксистами, уверяют они.

По информации Business Class, краевое Министерство транспорта планирует объявить торги на обслуживание маршрутов в сентябре. Сейчас в ведомстве дорабатывают конкурсные критерии. Ранее два критерия разработанной шкалы оценки УФАС посчитало дискриминационными. Речь идет о количестве ДТП (с жертвами и с причинением вреда здоровью людей за год, предшествующий дате проведения конкурса) и опыте перевозок. Согласно порядку присвоения баллов по данным критериям, перевозчики с разным количеством транспортных средств и разным опытом работы находились в неравных условиях по отношению друг к другу, – установила антимонопольная служба.