По данным аналитического агентства «Автостат», за первые пять месяцев 2017 года в Пермском крае проданы 11,5 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 26,8% больше, чем за аналогичный период 2016 года. По объему первичного авторынка Прикамье заняло 12-е место среди российских субъектов. В рейтинге регион расположился между Челябинской областью и Ставропольским краем.

Всего в России в январе-мае реализованы 519,9 тыс. новых легковушек. Рост продаж составил в среднем 10,2%. Пермский край не только значительно превзошел его, но и продемонстрировал наилучшую динамику среди ТОП-30 регионов по объему авторынка. Увеличение продаж более чем на 20% эксперты зафиксировали еще в шести субъектах: Челябинской, Свердловской, Тюменской, Кемеровской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Башкортостане. Отрицательная динамика наблюдается только в Москве (–3,1%) и Удмуртии (–10,1%).

Результат Пермского края эксперты объясняют как экономическими факторами, так и чисто математическими закономерностями. Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT, отмечает: чем меньше абсолютный размер рынка, тем существеннее его колебания в процентном выражении. «Увеличение продаж на несколько тысяч никак не отразится на статистике Москвы, но существенно повлияет на показатель Пермского края, доля которого в общем объеме продаж по стране составляет 2,2%», – поясняет он.

Рынок не вырос в глобальных величинах: продажи увеличиваются по отношению к кризисному периоду, добавляет Александр Зиновьев, заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр». «Высокие показатели первых пяти месяцев обусловлены низкой прошлогодней базой. Кроме этого, большую роль в восстановлении рынка сыграла также программа льготного автокредитования и увеличение максимальной стоимости авто, подпадающих под ее действие, до 1,45 млн рублей», – считает он.

В Пермском крае грандиозный провал продаж автомобилей пришелся на 2015 год. Тогда по итогам пяти месяцев снижение составило 54,5%. При сравнении с докризисным нынешний результат в полтора раза меньше – за аналогичный период 2014 года в крае зарегистрированы почти 18 тысяч новых легковых автомобилей. В 2016 году авторынок Прикамья начал восстанавливаться: в январе-мае продажи выросли на 10,2%. В прошлом году показатель увеличивался за счет отечественных автомобилей, а иномарки продолжали демонстрировать отрицательную динамику. Этот сегмент рынка показал рост только в первом квартале 2017 года.

По мнению Дмитрия Шиманова, основной драйвер роста продаж автомобилей – отложенный спрос. «Потребность в замене автомобилей возникает безотносительно к экономическим событиям. В момент сильных экономических потрясений, например при сильных скачках курсов валют, потребительская активность снижается, но лишь для того, чтобы с большей силой проявиться в момент, когда в экономике появится стабильность, рассуждает он. Сейчас настал именно такой момент, – отмечает эксперт. – В начале 2017 года курс рубля остался стабильным – не было скачков, как в 2015-2016 годах. Постепенно в подсознании людей сформировалось ощущение стабильности, и они внутренне подготовились к покупкам. Производители и дистрибьюторы тем временем стали предлагать все более выгодные условия, и в итоге предложение нашло спрос», – объясняет он рост продаж на авторынке по итогам пяти месяцев.

Представители пермских дилеров констатируют, что рост авторынка в Прикамье – это, в первую очередь, увеличение продаж основных образующих его брендов. «В Пермском крае природа роста рынка заключается в росте продаж LADA, который составил 50%», – отмечал ранее Олег Долженков, генеральный директор ГК «Брайт парк». «Нельзя забывать, что не все марки показывают положительную динамику. У некоторых продажи снижаются, не достигается средний по России показатель доли на рынке в регионе», – рассказывал Денис Басмат, директор автоцентра Lucky Motors Nissan.

Что и сколько?

По итогам пяти месяцев 2017 года главным драйвером авторынка Прикамья остается LADA. Продажи бренда увеличились на 49,5% и достигли 4772 автомобилей. Доля марки на рынке составила 41%. На втором месте по этому показателю Renault – на его долю приходится 12% регионального авторынка.

Замыкает тройку KIA, обеспечившая 9% продаж. Эта марка показала наибольший рост среди ТОП-10, увеличив продажи на 92,1%. Анализ продаж в разрезе моделей автомобилей показывает, что результат корейского бренда обеспечила в основном KIA RIO – более половины покупателей выбрали именно ее. Кроме того, в ноябре 2016 года в Перми появился третий официальный дилер марки. Им стала компания «КИА Центр Прикамье», близкая структурам «Вега-Моторс», которая уже реализует машины этого бренда в Перми на шоссе Космонавтов, 198. Летом этого же года продажами KIA занялся «Сатурн-Р», выкупив автосалон у «ДАВ АВТО». В тройке лидеров по росту продаж находится УАЗ (+43%), который весной 2016 года также получил нового дилера в Перми – «Брайт парк».

Рейтинг популярных моделей возглавила LADA Vesta, обойдя седан Granta. На третьем месте XRAY – продажи модели в январе-мае 2017 года выросли на 92,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Здесь Пермский край поставил еще один рекорд. Согласно исследованию АА «Автостат», в мае край стал крупнейшим региональным рынком LADA XRAY, реализовав 232 таких автомобиля. С начала года бессменным лидером по реализации модели был Татарстан, но в мае республика уступила Прикамью, продав 225 хэтчбеков. Примечательно, что крупнейший авторынок России, московский, не вошел даже в ТОП-10 этого рейтинга. За месяц жители столицы купили всего 77 автомобилей XRAY.