Перевозчики, обслуживающие автобусные маршруты в Перми, вновь пожаловались на задержку выплат. Как стало известно Business Class, в апреле они не получили компенсации за перевозку муниципальных льготников. Проблема коснулась и тех предпринимателей, которые подключены к городской информационной системе учета пассажиропотока. «Она действует с начала года, но, к сожалению, до сих пор не подписано новое постановление администрации о выплате компенсаций перевозчикам. А по старому нормативному документу, согласно которому размер субсидии определялся расчетным методом, нам уже не платят, так как ведется фактический учет каждой поездки. Перевозчики оказались в заложниках этой ситуации. С апреля выплат мы не получаем. Кроме того, администрация задолжала половину денег за март. Это власти объяснили возникшим техническим сбоем», – рассказал «bc» Михаил Ухватов, директор некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков».

Предприниматели обратились в надзорный орган, чтобы повлиять на ситуацию. «По нашему мнению, администрация нарушает договорные отношения с перевозчиками. Я написал в прокуратуру с просьбой разобраться в этом вопросе», – сообщил г-н Ухватов.

Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов в разговоре с «bc» заверил, что постановление о выплате субсидии за перевозку льготников будет подписано «в ближайшие дни» и предприниматели получат деньги.

В интернете не продашь

Департамент экономики администрации Перми проводит оценку регулирующего воздействия муниципального постановления №752, принятие которого ознаменовало переход от бумажных проездных к электронному учету. Говоря о нем, среди негативных моментов перевозчики отмечают необходимость нести дополнительные затраты из-за «закрытости» городской системы, а также краевой. На каждом уровне есть свой оператор и поставщик программы учета, с которым необходимо заключить договор, чтобы получить компенсацию за перевозку льготников. У города это «Гортранс» и «ИТ-ЦентрСервис», у края – «Автовокзал» и «Бенток-Смоленск».

Недавно «Автовокзал» начал принимать данные еще одной системы – «Один билет», создателем которой является компания «Прокарт». Но единых правил по-прежнему нет, поэтому с другим пермским разработчиком («Гольфстрим») такое взаимодействие не налажено.

«На приобретение оборудования для работы с электронными проездными для одного маршрута со средним количеством подвижного состава требуется порядка 200 тыс. рублей. Чтобы в каждый валидатор загрузить краевую и городскую программы, нужно еще 13 тыс. рублей», – рассказывает Михаил Ухватов. По его словам, работа с продуктами других разработчиков обходится дешевле, так как они берут меньший процент с каждой транзакции, проходящей через систему.

Но в период, когда клиенты «Прокарта» не могли получить субсидий за перевозку и муниципальных, и региональных льготников, некоторые из них вынуждены были отказаться от сотрудничества. «Теперь компания начала сотрудничество с краевым оператором, но если снова работать с системой «Один билет», то куда деть валидаторы с уже установленными двумя программами? На Avito их не выставишь», – рассуждает г-н Ухватов.

По мнению директора компании «Прокарт» Дениса Гвоздева, подобные проблемы – это последствия искусственной монополии на рынке систем учета. «Постановление №752 регулирует часть большого технологического процесса – предоставления льгот в общественном транспорте. Но в нем описывается только первый шаг – выпуск пластиковых карт, с помощью которых будет вестись учет поездок. Кроме того, вводится термин «синхронизации» разных систем. Остальные процессы выделены в отдельные постановления. Самостоятельным нормативным актом утвержден порядок обмена информацией. В нем указано, как перевозчик может подключиться к системе «Гортранса», если купит программное обеспечение, идентичное тому, которое приобрел оператор. О «синхронизации» систем речи уже не идет. Если смотреть на каждый документ в отдельности, то все выглядит неплохо, но целостный взгляд позволяет говорить о политике создания искусственной монополии на рынке автоматизированного электронного учета пассажиров в Перми», – считает г-н Гвоздев.

Покупают с запасом

Администрация Перми подвела итоги использования электронных льготных проездных документов (ЭЛПД) в январе-мае 2017 года. Как рассказали Business Class в пресс-службе МКУ «Гортранс», за этот период в информационной системе учета пассажиропотока зафиксировано 2,514 млн льготных поездок. Из них 483,4 тыс. поездок совершили школьники, 1 млн – студенты и 957,3 тыс. – пенсионеры.

Наибольшей популярностью у льготников всех категорий пользуются проездные на 60 поездок. За последние два месяца школьных документов с наименьшим возможным лимитом продано 6811. Среднее количество поездок по ним составило 33 в апреле и 38 в мае. Лимит поездок по этому виду проездного за два месяца исчерпали 670 школьников. Проездными на 90 поездок за указанный период пользовались 1391 учащихся школ. Документы на 120 поездок еще менее популярны для данной категории льготников: реализовано всего 18 проездных с таким лимитом. И только два человека использовали его полностью.

Студенты исчерпали лимит в 60 поездок примерно в 10% случаев (по 1583 из 15108 проездных, проданных в апреле-мае). 90 поездок за два месяца приобрели 1889 студентов, полностью потратили их 125 пассажиров. За максимальное количество поездок заплатили 54 студента, при этом они совершили по ним в среднем 54 поездки в апреле и 77 – в мае. Лимит исчерпали два человека.

По пенсионным проездным на 60 поездок зафиксировано в среднем 29 поездок в апреле и 39 в мае. Пенсионеры, купившие 90 поездок, воспользовались ими в среднем 37 и 51 раз соответственно. По документам с максимальным лимитом средний показатель составил 44 и 69 поездок.

Возможностью пополнить проездной на 30 поездок в апреле-мае воспользовались 34 школьника, 60 студентов и 66 пенсионеров.

Подчеркнем, что это не «абсолютное» количество совершенных льготниками поездок, а данные, которые поступили через электронную систему в МКУ «Горстранс». До сегодняшнего дня не все транспортные средства оборудованы валидаторами.