Город
  1. Город
 19 мая 2017, 07:00  

Лето. Я изжарен как котлета

Лето. Я изжарен как котлета
Пермский рынок труда растет – увеличивается количество вакансий, активность работодателей на сайтах поиска работы. При этом работодатели ужесточают требования к персоналу

Аналитики рынка труда подвели итоги I квартала 2017 года. Прирост вакансий в городах Урала опережает общероссийский показатель. В Перми с начала года к середине марта прирост вакансий составил 22%, а количество резюме увеличилось на 33%, по данным HH.RU, средний уровень конкуренции продолжает расти.

Сезонная непогода

За I квартал 2017 года наибольший рост вакансий аналитики «Зарплата.ру» наблюдали в сферах юриспруденции – 13%, государственной службы – 13%, оптовой торговли – 13% и в разделе предложений для молодежи – 5%. Зато топ-менеджеры, работники в сфере страхования, а также в сфере красоты и спорта оказались менее востребованы, сильнее всего спрос снизился на услуги последних – на 59%. Эксперты не видят в резких переменах спроса существенной угрозы для определенных профессий, ситуация оценивается как временная. «Весной всегда увеличивается количество вакансий. Поэтому рост в тех сферах, где он произошел, возможно, связан с общими тенденциями сезонности рынка. Летом традиционно рост количества вакансий приостанавливается. Следующий подъем будет осенью. Падение объема предложений для топ-менеджеров и специалистов индустрии красоты, скорее всего, связано с кризисными явлениями. Новых «топов» в кризис ищут значительно реже. Индустрия красоты и здоровья также в кризис не растет прежними темпами. Но, тем не менее, особенных сложностей во всех перечисленных сферах я не наблюдаю», – прокомментировала Ольга Болотова, директор агентства «Отдел кадров».

Сезонные изменения рынка наблюдаются и в статистических данных Пермьстата о задолженности организаций по заработной плате. По сравнению с 2016 годом в начале 2017 года сумма долга работодателей перед сотрудниками существенно снизилась, например, в декабре долг составлял 17,7 тыс. руб., к марту показатель снизился до 10,9 тыс. руб. Однако уже к началу апреля долг резко увеличился в три раза и составил 34 тыс. руб. Такой же внезапный скачок наблюдался и в прошлом году, когда к началу апреля задолженность возросла с 20 тыс. руб. до 52 тыс. руб.

Вечные «Продажи»

Рейтинг самых популярных профобластей среди соискателей на сайте «Avito Работа» по сравнению с прошлым кварталом изменился. Раньше первую тройку лидеров по количеству запросов контактов занимали профобласти «Транспорт», «Строительство», «Продажи». Теперь интерес пользователей сайта изменился, в итоге сформировался новый рейтинг: «Продажи», «Студенты, без опыта», «Строительство». Зарплата для претендентов на вакансии, не требующие специального опыта работы, за последний год снизилась на 4% и составила 25,7 тыс. руб., что на 6% выше показателя за прошлый квартал. Студенты до сих пор остаются одной из самых низкооплачиваемых категорий граждан по всей России.

Повышение интереса соискателей к профобласти «Продажи» подкрепилось ростом зарплаты для соответствующих вакансий. Заработная плата в категории за год увеличилась на 10% и составила, по данным «Avito Работа», 29,4 тыс. рублей в месяц. Сайт поиска работы «Яндекс Работа» опубликовал несколько иные данные: из них следует, что средняя зарплата продавцов в Перми – 24 тыс. рублей. Отметим, что зарплата в сфере продаж – одна из самых нестабильных. Профобласть «Продажи» попала в топ самых популярных по итогам 2016 года и держится на лидирующих позициях до сих пор. Несмотря на то, что соискатели часто запрашивают контакты вакансий из этого раздела, в реальности в сфере продаж наблюдается высокое непостоянство кадров. «Как правило, зарплата в продажах зависит от выручки, выполнения плана продаж, заключенных и оплаченных сделок. Для достойной оплаты нужны особые качества личности или опыт, чтобы продавать больше и, соответственно, получать больше денег. Многим такая схема не подходит, соискатели хотят стабильности, точно знать размер ежемесячного оклада», – говорит Наталья Комарова, директор кадрового консалтингового агентства «КАМА-Центр».

Лето. Я изжарен как котлета

Рабочий «hand made»

Профобласть «Производство, сырье, с/x» на сайте «Avito Работа» за первый квартал года спустилась на одну позицию и оказалась на пятом месте по количеству запросов контактов. По данным «Avito Работа» интерес к профобласти снизился на 8%, но за год – увеличился на 43%. Заработная плата в категории за год выросла на 8% и составила 26,4 тыс. рублей в месяц, что на 1% ниже показателя за прошлый квартал. В продолжение 2017 года эксперты HeadHunter прогнозируют дальнейшее снижение интереса соискателей к вакансиям раздела «Производство». По данным статистики HeadHunter прирост объема запросов контактов работодателей «Производства» за 2017 год составит 12%, против 18% прошлого года.

Большим количеством вакансий для представителей рабочих профессий располагает Центр занятости Пермского края. По его данным, в течение января и февраля больше всего предложений о работе было для строителей-монтажников ­– 3,3 тыс. и 2,8 тыс. соответственно. К марту эта группа вакансий спустилась на третье место рейтинга, а впереди по количеству предложений оказались вакансии для водителей и неквалифицированных рабочих.

Светлана Тюрина, директор кадровой компании «АВАНТА» предполагает, что «Производство» слишком большой сегмент для общего анализа, потому что у компаний Пермского края совершенно разное финансовое положение. «У каждого предприятия своя история, некоторые из них выполняют госзаказы, а другие намного менее успешны. Поэтому существенно отличается интерес соискателей к разным компаниям одного и того же сегмента. Снижение популярность вакансий отрасли «Производства» в конце зимы – начале лета легко объяснимо. Во-первых, многие компании уменьшают количество кадров зимой и увеличивают к лету, особенно в сегменте пищевой промышленности. Во-вторых, влияние на общую статистику оказывают так называемые рабочие-временщики, которые заняты зимой на производстве, а летом ищут другие варианты заработка или отдыхают. Я думаю, что интерес к профобласти «Производство» не должен снижаться, это передовой и перспективный сегмент. Именно от успехов производственной сферы зависит большинство остальных предприятий, например торговых», – рассказала г-жа Тюрина.

Зарплата разная важна

Среднемесячная начисленная заработная плата в январе-феврале 2017 года составила 29,6 тыс. руб. и по сравнению с январем-февралем 2016 года выросла на 4,2%. Несмотря на общее повышение зарплаты, можно выделить отрасли, где динамика выражена ярче всего. Например зарплата рекламистов и маркетологов выросла с 23 тыс. руб. до 30 тыс. руб. (по данным «Зарплата.ру»). Сильнее всех остальных в зарплате потеряли работники промышленности, их средний заработок изменился с 34 тыс. руб. до 26 тыс. руб.

По словам экспертов, весомая разница в зарплате специалистов разных сфер объясняется уровнем дефицитности их профессий. «Опытных маркетологов и рекламщиков в городе недостаточно, поэтому у них есть шанс делать выбор между несколькими предложениями о работе в пользу более привлекательного. Обратная ситуация сложилась для работников сфер телекоммуникации и промышленности – рынок кандидатов насыщен, а вакансий мало, поэтому работодатели могут регулировать уровень зарплаты в своих интересах», – отметила Ольга Болотова.

Лето. Я изжарен как котлета

И босс, и царь

Эксперты признают, что на данный момент рынком труда управляют работодатели. Вакансий в целом меньше, чем соискателей, конкуренция достаточно высокая. По данным HeadHunter к марту этого года уровень конкуренции на одну вакансию в Перми составил 6,6 претендентов, сейчас он повысился уже до 7. По словам экспертов, соискатели осознают предстоящие трудности в поиске работы, поэтому снижают свои требования. Несмотря на это, средний срок поиска работы для пермяков увеличился. По итогам I квартала он составил 4-6 месяцев, по данным HeadHunter, в начале 2014 года кандидаты тратили на поиск работы до трех месяцев. В первую очередь это связано с тем, что вакансий не хватает, но эксперты напоминают о разнице положения на рынке труда разных профессий. По словам Ольги Болотовой, работодатель сегодня найдет секретаря за один день, а поиск опытного разработчика IOS может занять несколько месяцев.

Ольга Гибадуллина, специалист по маркетингу и PR HeadHunter Урал связывает долгий срок поиска работы с увеличением требований к кандидатам. «По сравнению с докризисным периодом сегодня тщательнее отбирают людей на вакантное место. Работодатели не ограничиваются лишь одним собеседованием: предлагают профессиональные тесты, проводят оценку. Делают все, чтобы уменьшить ошибки при подборе и найти специалиста. Еще год назад работодатели часто искали одного специалиста, который может совместить сразу несколько функций в компании. Сейчас это встречается реже», – прокомментировала г-жа Гибадуллина.

Непробиваемые амбиции

Несмотря на высокую конкуренцию, кандидаты остаются достаточно уверенными в себе. «Среди наших кандидатов принято рассылать резюме на хорошие вакансии, вне зависимости от того, подходишь ты или нет. Люди надеются, что их заметят и примут на высокопоставленную должность. Например, на вакансию «Коммерческий директор» с зарплатой от 100 тыс. рублей приходят резюме рабочих, секретарей, снабженцев, бухгалтеров. От кого угодно, кто прельстился описанием компании и высоким уровнем вознаграждения», – говорит г-жа Болотова.

В течение 2017 года эксперты ожидают ухудшения ситуации на рынке труда. По прогнозам HH.RU, годовой прирост вакансий замедлится и составит 8%, это на 4% меньше, чем в прошлом году. Рост числа резюме, напротив, ускорится и по году может составить 21% – это на 9% больше показателя 2016 года. Эти факторы приведут к повышению конкуренции. Уровень последней, как прогнозируют эксперты HeadHunter, по всему Уралу сильнее всего поднимется для претендентов на вакансии профобластей «Искусство, развлечения, масс-медиа» – 12,6 претендента на одно предложение, «Административный персонал» – 7,9, «Транспорт, логистика» – 8,1.

ТОП-10 самых высокооплачиваемых вакансий, опубликованных HeadHunter

за апрель 2017 года.

Должность

Размер предлагаемой ЗП (от тыс. руб.)

Компания

Направление деятельности компании

Коммерческий директор

200

Актион-диджитал

Деловые СМИ и электронные сервисы

Генеральный директор

200

Актион-диджитал

Деловые СМИ и электронные сервисы

Программист 1С

100

ООО Koderline

Автоматизация учетной и офисной работы

Начальник управления по продажам и логистике

100

IBC Human Resources

Подбор персонала

Начальник управления по материально-техническому обеспечению и хранению

100

IBC Human Resources

Подбор персонала

Главный бухгалтер

100

Суксунский оптико-механический завод

Разработка и производство средств индивидуальной защиты головы, глаз, лица, органов слуха и органов дыхания

Руководитель отдела сопровождения ИС (информационных систем)

100

СтеклоДом

Производство пластиковых окон, дверей, потолков, мебели

R&D менеджер

85

ЭФКО

Производство пищевых продуктов с содержанием промышленных жиров

Врач скорой медицинской помощи

80

СибМедЦентр

Промышленная медицина

Машинист трубоукладчика

80

Евракор

Красота и уход

Все новости компаний