Город
  1. Город
 13 мая 2017, 10:00  

За развлечениями и информацией

За развлечениями и информацией
Иван Печищев, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ – о том, ради чего молодежь готова выйти из социальных сетей и почему современное поколение стесняется смотреть телевизор

Иван, первый вопрос к вам как специалисту в медиасфере. Сегодня статистика фиксирует рост посещаемости информационных ресурсов в интернете. Но основная масса читателей заходит на сайты на короткое время – пробежали по заголовкам и пошли дальше. На ваш взгляд, в обозримой перспективе эта ситуация не изменится?

– Давайте исходить из того, что медиа, интернет-сайты – это инструмент для времяпрепровождения. В основном люди приходят в сеть за развлечениями, на серьезное – чтение новостей, аналитических текстов – тратят время немногие. Это у нас с вами профессиональная деформация, и нам кажется, что в интернете надо тратить время с пользой. Но даже студенты кафедры журналистики признаются, что чаще всего смотрят заголовок с лидом и этого им хватает.

Еще одна причина такой поверхностности заложена в природе интернета. Если информация интересна, то всегда кажется, что к ней можно вернуться. Прочитал заголовок – вроде привлекло внимание, но времени сейчас нет, решил почитать позднее. Но сколько людей реально возвращаются? Вопрос риторический. Эта доступность интернета, то, что он всегда под рукой, играет злую шутку.

Для молодежи современное телевидение ассоциируется с трэшем и угаром.

Если же говорить о перспективе, то есть ощущение, что сейчас формат медиапотребления устанавливается, движется к некоей стабильности. Но тенденция, мне кажется, останется неизменной – в основном люди идут в интернет за развлечениями и полезной информацией. Но останется и аудитория, для которой сеть – это прежде всего новости, темы дня и т.п. Ну и не надо забывать, что запрос на качественный эксклюзив по-прежнему сохраняется. Молодежь ради уникального информационного контента готова даже выйти из ВКонтакте.

То есть продолжится сегментация аудитории?

– А она всегда была. Вспомните советские годы: кто-то ходил в библиотеки, кто-то читал по необходимости, а кто-то вообще обходился без книг. Сейчас все точно так же, просто ситуация изменилась, и все на виду. Тех, кого волнует происходящее вокруг, примерно столько же, сколько и было.

Но если вернуться к медиапотреблению, сегодня все-таки возможности интернета позволяют заинтересовать качественными новостями и более широкую аудиторию. Использование технологий в подаче материала…

Имеете в виду разного рода таймлайны, инфографику и тому подобное?

– Совершенно верно. Такая подача приближает информацию к развлечению, а значит, увеличивает аудиторию. В общем, драматизировать ситуацию точно смысла нет. Читатели, заинтересованные в новостях, аналитике и прочем, никуда не денутся.

Вы сказали – молодежь «даже готова» выйти из ВКонтакте. Современное поколение действительно проводит в социальных сетях массу времени. Огромное количество подписчиков социальных сетей означает, что они начинают заменять собой СМИ?

– Администраторы некоторых пабликов действительно считают себя медиа, но я бы предпочел формулировку «медиаканал». Эта новая форма, которая находится в процессе формирования, она еще себя полностью не осознала, хотя уже пытается зарабатывать деньги (улыбается). Но у этих медиаканалов есть одна существенная проблема. Сколько среди подписчиков пабликов являются действительно активными пользователями? ВКонтакте сделал счетчики просмотров, и мы видим, что десятки, а порой и сотни тысяч подписчиков никак не коррелируют с незначительным числом просмотров.

Пока я не приравнивал бы паблики к СМИ.

Все-таки, на мой взгляд, многие подписываются исходя из причин, которые можно назвать географическими: «Я из Перми, поэтому подпишусь на одноименную городскую группу». Но такой подход не превращает человека в активного читателя. Пока я не приравнивал бы паблики к СМИ, в основном это только развлечение, социальной функции, присущей СМИ, здесь нет. Хотя не исключаю, что постепенно она может сложиться.

За развлечениями и информацией

Для любого СМИ еще не так давно главным достоинством был добытый эксклюзив. Не кажется ли вам, что сегодня его ценность потеряна? В топе Яндекса эксклюзив быстро окажется внизу сюжета, и трафик соберет не первый, а тот, кто умеет работать с поисковиком.

– Здесь нужно ввести еще одну переменную – аудиторию. Она дробится и сегментируется. Кто-то читает у первого попавшегося СМИ, кто-то ищет издание, которому доверяет, потому что ценит качество. Работа с аудиторией, ее вовлечение помогает нивелировать тенденцию, о которой вы говорите. Хотя, безусловно, проблема существует.

Сейчас стало модно говорить, что интернет начинает на равных бороться с телевидением. Приводятся размеры аудитории у популярных каналов на Youtube, и делаются выводы, что телевидение «уже не то». Согласны с этими утверждениями?

– Знаете, практически никто из студентов, которым я преподаю, не смотрит телевизор. В лучшем случае – как пассивный зритель, когда телевизор работает в квартире в фоновом режиме, или изредка ради просмотра каких-то тематических программ (музыка, спорт и т.п.). На мой взгляд, основных причин отказа от ТВ две. Во-первых, развитие технологий позволяет не быть привязанным к телевидению, не надо в определенное время занимать место перед «голубым экраном», достаточно зайти на Youtube. Это как минимум удобно. Ну и вторая причина: для молодежи современное телевидение ассоциируется с трэшем и угаром. Какие-то жуткие шоу, кричащие друг на друга эксперты, темы, не вызывающие никакого интереса у современного поколения. Одно время признаться в том, что ты смотришь телевизор, было просто стыдно. Но самое главное – того контента, который интересует молодежь, на ТВ не найдешь.

А если такой контент будет, то молодежь вернется к пресловутому голубому экрану?

– Почему бы и нет? Например, в США у телевидения колоссальные рейтинги. Правда, здесь снова есть нюанс. Если американцы смотрят новую серию «Игры престолов» на канале HBO, то россияне делают это за компьютером, скачав пиратскую копию с торрента.

Вы преподаете на кафедре журналистики в Пермском классическом университете. По вашему мнению, какие цели ставят перед собой студенты, которые поступают на специальность «журналистика»?

– Этот вопрос на кафедре мы задаем каждый год. Многие из поступающих видят себя на телеэкране, выбор возможной профессии имеет здесь романтический флер; есть те, кто хочет стать гуру журналистики, в качестве ориентиров называются, например, Илья Азар или Дмитрий Быков; наконец, встречаются ребята, которые намерены рассказывать людям правду, идут с некоей миссией.

Если говорить начистоту, многие занимаются не написанием текстов, а самопрезентацией.

Очень часто на журналистику поступают молодые люди, писавшие в школьные газеты, а там, если говорить начистоту, многие занимаются не написанием текстов, а самопрезентацией. Но когда ты начинаешь заниматься взрослой журналистикой, то, естественно, встает необходимость себя ломать, работать не «от себя», а от аудитории. Это получается не у каждого. Еще один важный нюанс: многие и не хотят работать в СМИ, они поступают на журналистику, чтобы стать блогерами или работать на фрилансе, но не в штате издания.

За развлечениями и информацией

В Business Class каждый год приходят на практику студенты из разных вузов Перми. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, что основная масса молодых людей инфантильна, мало знакома со словом «ответственность», не особенно амбициозна. Вы солидарны с такой оценкой – или это традиционное брюзжание представителя более старшего поколения в отношении молодежи?

– У нынешней молодежи другие цели. Что было важно для нас? Карьера, профессиональный рост, зарплата и т.п. Современная молодежь росла в других условиях: прежде всего – в ситуации колоссального разнообразия во всем, что их окружало. Когда вокруг так много интересного, есть из чего выбирать, то это обстоятельство становится крайне важным, поэтому для них именно личный интерес стоит во главе угла.

Если на работе они занимаются тем, что их увлекает, – прекрасно. Но если нет, то современные молодые люди будут трудиться «с 9 до 18», не особо усердствуя, зная, что после завершения рабочего дня их ждет что-то действительно интересное. Провели в офисе время, а мысли заняты своим. Зарплата в таком случае – лишь инструмент, дающий возможность заниматься чем-то другим. Поэтому они с большей охотой пытаются создать личные блоги или интернет-каналы, чем идти на работу в СМИ. Сегодня если работодатель сможет заинтересовать молодого человека, тогда все будет хорошо, в противном случае последний будет просто отбывать номер, работа для него просто не станет важной.

Все новости компаний