Город
  1. Город
 05 апреля 2017, 17:00  

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Современные реалии диктуют новые условия ритейлу: повторяется ситуация кризисного 2008 года, когда популярностью пользовались секонд-хенды и комиссионки. Правда, теперь они заметно модернизировались: сменили формат и технику продаж. Однако продажи все равно падают, а количество клиентов сокращается.

В сфере ритейла в Пермском крае, да и в целом в России наблюдается значительное снижение потребления. Оборот розничной торговли в регионе на конец 2016 года сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил 472,7 млрд рублей.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Источник: Пермьстат

Жители Прикамья экономят буквально на всем из-за одновременного снижения доходов и роста цен. По данным Пермьстата, в 2016 году реальные располагаемые доходы жителей Пермского края сократились на 21,4% по сравнению с 2015 годом. Средний доход на душу населения за этот же период снизился на 6,9%.

«Сейчас экономят на всем, – подтверждает Константин Копытов, директор управляющей компании «Столица-Пермь». Одежда попадала в разряд вещей долгосрочного использования, в более позитивной экономической ситуации ее покупали гораздо чаще. Это прямое следствие сокращения потребления. Хотя во всех развитых странах одежда считается товаром первой необходимости». В торговых центрах говорят о сокращении объемов продаж и среднего чека на 30%.

«Средний чек уменьшился в зависимости от группы товаров, но в среднем на 30-35% по сравнению с прошлым годом, – отмечает Константин Копытов. – Видно, что у людей есть финансовые проблемы: они совершают покупки все-таки не в том объеме, в котором хотели бы, стараются экономить, выбирать более дешевые товары. Такая ситуация наблюдается уже в течение двух лет».

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Сейчас сегмент «средний – средний-плюс» практически исчезает из магазинов, говорят эксперты. Ритейл переходит либо на премиальный сегмент, либо на дисконт-магазины. Однако магазинов премиального сегмента единицы – как правило, это узкоспециализированные магазины брендовой одежды со своей целевой аудиторией.

В 2016 году нижний ценовой сегмент вырос за счет среднего с 59% до 65% от общего объема продаж, об этом сообщила коммерческий директор консалтинговой компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. По данным Госкомстата РФ за январь-сентябрь 2016 года, розничный оборот одежды в России, исключая одежду из меха, составил 1,1 трлн рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2015 года оборот одежды в РФ увеличился на 1,9% в рублевом эквиваленте, но если учитывать изменение курса валюты, то в долларовом эквиваленте розничный оборот одежды за этот период сократился на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Тяжело всем.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

С ухудшением экономической ситуации тенденция к росту числа магазинов секонд-хенд, сток-центров, комиссионных магазинов набирает обороты. Согласно сервису 2ГИС, в Перми насчитывается 81 организация, занимающаяся торговлей в этом сегменте. По оценкам участников рынка, количество секонд-хендов возросло на 20%.

По данным retailer.ru, в 2014 году сегмент масс-маркет, к которому относятся дисконтные магазины, секонд-хенды и вещевые рынки, занимал 45-50% рынка. Оценки доли секонд-хенда в общем объеме продаж одежды разнятся у экспертов на порядок: от 0,15-0,2% до 1% и даже 3-5%.

По данным Пермьстата в 2016 году оборот розничной торговли непродовольственными товарами в Пермском крае составил 240 млрд рублей. По экспертным данным доля объема продаж одежды в сегменте непродовольственных товаров достигает 23%. При таком расчете годовой оборот торговли одежды в регионе составил 55,2 млрд рублей, а на секонд-хенды пришлось 1,7 млрд рублей.

В Перми на сегодняшний день «комиссионки» дифференцированы по категории товаров, особенно распространены магазины одежды, меховых изделий, детских товаров и электроники. Секонд-хенды стали напоминать обычные магазины, в которых можно встретить буквально все: спортивные костюмы времен московской олимпиады, кожаные куртки из лихих 90-х, одежду современных брендов коллекций второй половины 2000-х годов.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

«За время кризиса «вторичный» рынок вещей существенно изменился. Сегодня наблюдается увеличение количества секонд-хендов, обменных центров и интернет-продаж б/у вещей примерно на 20% по Пермскому краю. Это касается не только одежды и обуви. Такая же тенденция с промышленными товарами для дома, дачи и хобби, – считает Наталья Малахова, директор сети комиссионных магазинов «Стало мало».

С ней соглашаются и владельцы магазина «Мода из комода». По их мнению, за последние годы тенденция к росту этой категории характерна не только для Перми, но и для других городов.

Еще одна причина увеличения числа секонд-хендов – выход на рынок новых игроков: «Количество магазинов секонд-хенд и сток-центров увеличивается за счет того, что в город зашли новые игроки», – считают в секонд-хенде «Европа». Однако конкуренция разворачивается только между крупными сетями – среди них секонд-хенд «Европа», «Евростиль» и другие (некоторые из них занимаются торговлей в этом сегменте на пермском рынке около 25 лет); одиночные же магазины особого влияния на рынок не оказывают и по большей части живут своей жизнью. «Рынок в Перми уже перенасыщен: секонд-хендов в городе даже больше, чем нужно, – говорят его участники. – Крупные сетевые магазины конкурируют, а вот одиночные секонд-хенды немного выбиваются из этой системы: они не мешают крупных игрокам, но и влияния на них не оказывают».

Подобная ситуация наблюдалась в 2008 году: тогда на почве экономического кризиса и падения платежеспособности населения «вторичный» рынок вещей пользовался популярностью у покупателей. Согласно опросу, проведенному порталом Supеrjob.ru в этот период, число тех, кто часто покупает вещи в секонд-хендах, выросло с 1% в 2008 году до 3% в 2009 году. Число тех, кто посещал секонд-хенды время от времени, тоже выросло – с 8% до 10%.

Через вторые руки.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Снижение покупательской способности сказалось как на классическом ритейле, так и на вторичном рынке вещей. В сфере торговли подержанными вещами или товаром в сток-центрах также наблюдается тенденция к сокращению потребления. «Несмотря на увеличение числа таких магазинов, объем продаж сократился», – рассказали в магазине «Мода из комода» (включает в себя комиссионный магазин, секонд-хенд и сток-центр).

Вместе с тем меняется портрет секонд-хенда, теперь их формат не «эконом», а «эконом-плюс», вырастает качество магазинов, переходящих из полуподвальных помещений в обычный формат розничной торговли. Особенно часто предприниматели сочетают в магазине и формат секонд-хенд (то есть подержанные вещи), и стоковую одежду (категория вещей, которые не были в употреблении и на них обязательно сохранены фирменные этикетки и ярлыки. Такой товар собирается только из нераспроданных коллекций фирменных магазинов. Категория «сток», в свою очередь, делится на бренды и зачастую продается поштучно.

В связи с этим меняется и сама торговля, поскольку некоторые вещи сопоставимы по ценам с дискаунтерами. Однако в большинстве случаев подержанную одежду можно купить по очень низкой цене – 100 рублей. «Порой за эту же сумму можно купить и несколько вещей», – объясняют в секонд-хенде «Европа». Средняя цена – 500 рублей.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Как правило, поставки осуществляются напрямую из Европы. «Из Китая вещи мы не завозим, в этом нет смысла, поскольку новая одежда этой страны стоит дешевле, чем б/у», – объясняют в секонд-хенде «Европа».

Но все же продаж «по килограмму» все меньше, так как цены растут быстрее валюты, товар «за килограмм» покупать невыгодно, например, верхняя одежда получается дороже, чем на распродажах в обычных торговых сетях», – подчеркивает Наталья Малахова.

Вместе с форматом секонд-хенда изменился и покупатель. Людей, которые ищут просто недорогую одежду, стало больше, а количество тех, у кого недостаточно средств, снизилось.

И правда – в секонд-хенде можно встретить и молодых людей в поисках модной одежды, и пенсионеров, желающих сэкономить на покупке пальто, и мужчин, выбирающих галстук подешевле под новую рубашку.

«Основной покупатель секонд-хенда – это люди среднего и ниже среднего достатка. Раньше в поисках модных, винтажных вещей сюда приходили и состоятельные люди, – рассказывают владельцы секонд-хенда «Европа». – Сейчас покупатели по большей части приходят в секонд-хенд не по необходимости, они ищут что-то дешевое и красивое. Люди, которые не могут себе позволить покупать вещи, приходят во время действия больших скидок. Но таких мало».

«Покупатели из социальных магазинов часто переходят в секонд-хенды, поскольку стало очевидно, что товары из социальных магазинов значительно уступают по качеству европейской одежде из секонд-хендов. Даже неновые европейские вещи из стоков прослужат дольше, чем китайский ширпотреб, а обойдутся дешевле», – утверждает директор магазина сток и секонд-хенд «Евростиль» Роман Рачицкий.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Несмотря на увеличение точек продаж, покупают все меньше. Секонд-хенды в таких условиях проводят акции и вводят скидки. «Пермяки продолжают выбирать товар в секонд-хендах, однако объемы сократились. Это вынуждает магазины идти на уступку клиенту и вводить скидки. Чем дешевле товар, тем больше покупателей», – резюмируют владельцы секонд-хенда «Европа».

В группах секонд-хендов в социальных сетях можно увидеть, как функционирует система скидок: чем больше времени прошло от новой поставки товара, тем больше скидка (зачастую они достигают 90%). Еще одна причина снижения объемов покупок – затишье после Нового года. «Все деньги уже потрачены в новогодние праздники, первое оживление начинается в марте», – говорят участники рынка.

«Комиссионка»: от одежды до велосипеда.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

В комиссионных магазинах ситуация не лучше – продажи и здесь упали. А качество сдаваемой одежды снизилось, поскольку люди стараются и сами использовать вещь по максимуму – как можно дольше. «В комиссионных магазинах намечается спад торговли. Вещей сдают не меньше, чем прежде, однако процент хороших, качественных, брендовых вещей стал гораздо ниже за время кризиса. И это логично: люди меньше ездят за границу за покупками и в отпуск, меньше покупают и в России, тем более купить качественную недорогую вещь у нас очень сложно», – отмечает Наталья Малахова.

«Люди сдают вещи в комиссионку по двум причинам. Чаще всего это происходит по необходимости и в надежде хоть немного заработать на продаже. Есть и те, кто просто, прибравшись на балконах, чердаках и в гаражах, решили, что другим эти вещи будут нужнее», – добавляет Анатолий Бурылов, владелец комиссионного магазина спортивных товаров Sport-darom.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Магазинам остается выкручиваться, устраивая акции, ведь в комиссионках обычные скидки не работают. «Покупательская способность упала, как в обычных магазинах. Розница живет на распродажах, в комиссионке же такая система невозможна, мы привлекаем только отдельными акциями, так как люди не готовы теперь снижать цену на свои вещи с целью поскорее избавиться от них. Такая ситуация прослеживается не только в Перми, но и во всех городах, где есть магазины сети «Сталомало», – добавляет Наталья Малахова.

Участники рынка отмечают, что появляются новые клиенты, однако те, кто раньше считался постоянным покупателем, максимально сократили расходы.

«Комиссионки тоже страдают: с одной стороны, мы наблюдаем приток новых клиентов, но они присматриваются к б/у товарам по необходимости, а не от хорошей жизни. С другой стороны – клиенты, которые раньше приобретали товары в комиссионных магазинах, вовсе перестали их покупать», – замечает Анатолий Бурылов.

«С популяризацией спорта в России тренд на приобретение спорттоваров может сыграть на руку специализирующихся на этом комиссионках. Но пока о каком-то росте продаж говорить рано», – считает Анатолий Бурылов.

Последняя копеечка.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

Несмотря на рост популярности секонд-хендов и комиссионных магазинов, для ритейлеров конкурентами они не являются. По словам экспертов, такие магазины вообще не являются частью торговли как индустрии.

«Секонд-хенды не вписываются в рамки ритейла. Они подрывают торговлю как индустрию, – считает Константин Копытов. – Подобные точки продаж не могут конкурировать с ритейлерами даже низкого ценового сегмента, поскольку не достигли соответствующего масштаба. Можно вспомнить 90-е годы, когда это явление было частью новой рыночной экономики, тогда открывались огромные секонд-хенды, они занимали здания спорткомплексов и больших павильонов».

Секонд-хенд – как лакмусовая бумажка состояния общества. Популярность таких магазинов, ориентированных на продажу одежды по очень низкой цене, говорит о том, что часть населения просто не может позволить себе тратить на одежду более значительную сумму.

Поносил – отдай другому. Число магазинов секонд-хенд в Перми выросло на 20% за два года

«С одной стороны, секонд-хенды ориентированы на людей, которые не могут позволить купить себе одежду, с другой – в таких местах часто приобретают товары модники, как правило, их привлекают винтажные, интересные вещи, – рассуждает Константин Копытов. Но в целом такое явление, как секонд-хенды, обусловлено, на мой взгляд, обнищанием населения. Чем хуже будет экономическая ситуация, тем популярнее станут секонд-хенды. Рост их числа – показатель кризиса в экономике».

Все новости компаний