Экономика
  1. Экономика
 27 февраля 2017, 07:00  

Уехали в кредит

Уехали в кредит
Объем рынка автокредитования за год вырос на 38%. Эксперты считают, что это связано с адаптацией к новым реалиям покупателей, дилеров и банков. В 2017 году доля автомобилей, продаваемых в кредит, еще сильнее вырастет

В 2016 году объем рынка автокредитования в Пермском крае вырос более чем на треть. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года в регионе выдано 15,063 автокредита. Это на 37,8% больше, чем в 2015 году. Доля автокредитов в объеме рынка в 2016 году составила 58,5%, говорится в исследовании НБКИ и Аналитического агентства «Автостат».

Темп роста регионального рынка оказался выше среднероссийских показателей. По итогам 2016 года в стране количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8%.

По словам Марка Гойхмана, аналитика ГК TeleTrade, такой динамике сегмента в Пермском крае во многом способствовало преодоление причин падения кредитования в прошлые периоды. «Они состояли не только в том, что во время кризиса упал платежеспособный спрос на машины, но и в повышении процентных ставок после 2014 года. Однако по мере снижения инфляции, ключевой ставки ЦБ, стали дешеветь и автокредиты. Если в январе 2016 года средняя ставка по ним составляла 15,1%, то в ноябре – 13,4% (данные ЦБ РФ). В банках Перми средние ставки соответствуют этим параметрам», – отмечает Марк Гойхман.

Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр», связывает оживление рынка автокредитования с адаптацией к новой реальности трех сторон: покупателя, дилеров и банков. «Учитывая, что доходность депозитов снижается, население предпочитает вкладывать рублевые средства в товары длительного пользования, в частности, в покупку автомобиля. Кроме того, сейчас у большинства автоконцернов есть собственные банки, предлагающие различные льготные программы кредитования, так что клиентам есть из чего выбирать. Рост рынка автокредитования связан с адаптацией к существующим экономическим условиям автодилеров и банков», – считает Дмитрий Белов.

Дело в доходах.

Несмотря на впечатляющие показатели прироста выдачи автокредитов, докризисных показателей рынок еще не достиг, отмечают эксперты. По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, несмотря на продолжающееся второй год падение продаж новых машин, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут. «Вместе с тем качество автокредитов продолжает ухудшаться. Тем не менее, в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения», – считает Александр Викулин.


«Оживление связано в первую очередь с изменениями в кредитной политике банков и автодилеров».


Аналогичной точки зрения придерживается Кристина Волкова, коммерческий директор региона «Урал» ЮниКредит Банка. «Основной причиной снижения рынка является то, что доходы населения не выросли, а автомобили подорожали. Поэтому спрос сместился в массовый сегмент, а также выросла доля приобретаемых автомобилей в кредит. Потенциальные покупатели премиум-класса отложили покупку, не торопясь с заменой автомобиля, увеличивая срок пользования машиной в среднем с трех до пяти лет», – отмечает Кристина Волкова.

По словам Дмитрия Белова, с учетом динамики доли продаж кредитных авто их число продолжит расти. «Этот сегмент для банков остается привлекательным продуктом розничного кредитования, а для покупателей – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобиля. Тенденция увеличения числа выдаваемых автокредитов будет усиливаться, если программа льготного кредитования продолжит действовать в течение всего 2017 года. Тем не менее, этот фактор не сможет существенно повлиять на общее сокращение числа продаж автомобилей в стране. Оживление в сегменте автокредитования связано в первую очередь с изменениями в кредитной политике банков и автодилеров», – объясняет Дмитрий Белов.

Активизирует спрос.

Эксперты, опрошенные Business Class, прогнозируют, что в 2017 году сегмент автокредитования продолжит расти. Кристина Волкова рассказывает, что автодилеры прогнозируют рост числа продаж в следующем году на более чем на 5-8%. «Этому будет способствовать стабилизация курсов валют, продолжение государственных программ утилизации и обмена автомобилей Trade-in, а также программы государственной поддержки кредитования. По их словам, основной рост будет обеспечен автомобилями массового сегмента. Продажи машин премиум-класса останутся на прежнем уровне», – отмечает Кристина Волкова.

По ее мнению, на рынке автомобилей с пробегом ожидается невысокий рост, но при этом увеличится доля таких машин, которые приобретают в кредит. Это произойдет прежде всего за счет улучшений условий банков на кредитование подержанных автомобилей и высокой стоимости новых автомобилей у дилеров, считает г-жа Волкова.


«Доходность депозитов снижается, население вкладывает средства в товары, в том числе, автомобили».


«Основываясь на данных статистики в целом по рынку и собственных наблюдениях за положительной динамикой интереса наших клиентов к автокредитам, можно прогнозировать дальнейший рост объемов автокредитования. Тем более что в соответствии с рыночными тенденциями в течение 2016 года ставки по востребованным кредитным программам снижались», – говорит Наталья Ковалева, управляющий Пермского операционного офиса Связь-Банка (Группа Внешэкономбанка).

Марк Гойхман предполагает, что в 2017 году продлится действие позитивных тенденций конца 2016 года. «Дальнейшее ослабление инфляции к цели Центробанка в 4% и понижение ключевой ставки на 1-2 пункта приведет к удешевлению автокредитов ориентировочно до 11,5-12%. Прохождение «дна» кризиса будет означать прекращение падения реальных доходов населения, что активизирует отложенный спрос на автомобили. Однако и по продажам машин, и по автокредитованию повышение будет пока еще недостаточным для возврата к докризисным уровням», – считает Марк Гойхман.

Объемы рынка новых легковых автомобилей в Пермском крае в 2016 году.

Регионы

Объем рынка в 2016 году, ед.

Автокредиты

Доля автокредитов в Объем рынка в 2016 году

2016 год

Изменение к 2015 году, %

Пермский край

25 756

15 063

37,8%

58,5%

Источник – Национальное бюро кредитных историй, Аналитическое агентство «Автостат»

Все новости компаний