Экономика
  1. Экономика
 23 января 2017, 07:00  

А масло попрошу остаться

А масло попрошу остаться
За год молочная продукция в Прикамье стала дороже на 20%. Особенно не повезло сырам и сливочному маслу

За 2016 год в Пермском крае существенно выросли цены на молочную продукцию - на 21,6% подорожало сливочное масло (в декабре 2016 года его средняя цена за 1 кг составила 478,85 руб.), на 9,7% – сметана (173,11 руб. за 1 кг), сыры сычужные твердые и мягкие – на 8,5% (447,47 руб. за 1 кг).

Меньше всего рост цен затронул питьевое молоко – оно стало дороже на 5,8%, средняя цена в декабре составила 44,97 руб. за 1 литр.

А масло попрошу остаться

Источник: Пермьстат.

В краевом минсельхозе предпочитают не говорить о росте цен, ссылаясь на общую инфляцию и рост затрат на производство.

«Стоит учитывать, что Пермьстат при составлении статистики по ценам на продукты не учитывает продаж по акциям. Хотя они составляют значительную часть, поскольку потребитель активно реагирует на акции на продукты, особенно молочные. А на них скидки бывают довольно часто во всех торговых сетях, - отметил Иван Огородов, министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. – Существенного роста цен на молочную продукцию мы не наблюдаем. Годовой рост цен объясняется текущими инфляционными процессами. Удорожание продуктов происходит еще и потому, что затраты на производство растут. К примеру, себестоимость цельного молока повышается с ростом затрат на электроэнергию и т.д.».

Производители называют основной причиной роста цен инфляцию. Другая история со сливочным маслом.

«С лета 2016 года максимальный рост зафиксирован на сливочное масло. Это в большей степени связано с тем, что контролирующие органы стали более тщательно проводить проверки на производствах и выявлять фальсифицированную продукцию, – говорит коммерческий директор «Маслозавода Нытвенский» Артем Шафранов. – Многие предприятия производили спред, затем просто переклеивали этикетку и продавали в качестве сливочного масла, снижая цену. В этой ситуации страдали как потребители, так и добросовестные производители».

«Что касается роста цен на остальную традиционную молочную продукцию, то это связано с общей экономической ситуацией в стране, отчасти повлияли инфляция и удорожание производства: выросла стоимость материалов, электроэнергии и прочее. Но в целом сверхъестественного роста цен не произошло. Каждый сезон мы наблюдаем подобную ситуацию», – добавляет Артем Шафранов.

«Существенно выросли издержки производителей, в частности, подорожали кормовые добавки, импортные запчасти для техники, импортная упаковка и многое другое. Это сказалось и продолжает сказываться на стоимости молока-сырья, за минувший год оно выросло в цене почти на 10%», – подчеркивает Наталья Кондрашова, директор филиала «БКС Премьер» в Перми.

По мнению министра, в крае значительное изменение цен произошло на сыры. «Сильнее всего изменение цен коснулось сыров, поскольку в Пермском крае не производят этот продукт в достаточном объеме и его приходится поставлять из других регионов», – добавляет Иван Огородов.

Снижение потребления молочной продукции (с 2013 года оно сократилось на 9 кг на одного человека) в Минсельхозе объясняют не ростом цен или снижением платежеспособного спроса, а неким «более рациональным подходом покупателей к выбору продуктов».

Иван А масло попрошу остатьсяОгородов, министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края:
– Наблюдается тенденция к сокращению потребления сыров и сливочного масла. В последнем случае потребитель все чаще выбирает растительные масла. Однако потребление молока и творога не уменьшилось. Существует и тенденция к здоровому питанию: выбирая молочную продукцию с меньшей долей жирности, потребитель пытается не только сэкономить, но и следит за здоровьем.

Производители говорят, что на традиционную молочную продукцию спрос не падает. «На питьевое молоко, сметану, сливочное масло спрос не снижается, – рассуждает Артем Шафранов. – Не наблюдается и значительного отказа от продукции с большей долей жирности. Хотя чтобы покупатель мог приобрести товары подешевле, в линейке представлена молочная продукция с меньшей доли жирности, более мелкой фасовки и т.д.».

По словам Натальи Кондрашовой, основная причина падения покупательского спроса на молочные продукты в регионе – повышение их стоимости, которая может продолжиться и в 2017 году. «Кроме того, снизились и реальные доходы населения. В итоге происходит сжатие молочного рынка, причем 2017 год может быть одним из самых трудных для отрасли. По его итогам ожидается некоторое сокращение производства молока и роста цен на молочную продукцию на 5-10%».

Согласно данным ритейл-аудита Nielsen, за период с октября 2015 года по сентябрь 2016 года российский рынок молочной продукции снизил темпы развития: в прошлом году продажи выросли на 0,9% в натуральном выражении, тогда как за этот же период 2015-го увеличились на 4,5%.

В денежном выражении рост сократился почти в два раза: в 2015 году он составлял 15,8%, в 2016 году – 7,3%.

Сильнее всего упали продажи современной молочной продукции (питьевые йогурты, творожные десерты, сырки, соки с молоком и т. д.), потребление продуктов «традиционной» группы (сливки, творог, кефир, молоко и т. д.) демонстрирует умеренный рост.

А масло попрошу остаться

Инфографика: ритейл-аудит Nielsen Россия.

«Российский рынок молочной продукции представлен множеством категорий и очень фрагментирован. В этом году некоторые из них демонстрируют положительную динамику, другие же значительно снижаются в продажах, что и приводит к замедлению темпов развития индустрии в целом. Из ассортимента традиционной молочной продукции наиболее сильно в этом году сократились продажи кефира. Также уменьшаются продажи товаров не первой необходимости – молочных и творожных десертов, гранулированного творога, соков с молоком. В совокупности это и удерживает категорию молочной продукции от роста, – комментирует Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями, Nielsen Россия. – Кроме того, на индустрии отражается распространенная среди россиян тенденция к экономии. В сентябре 2016 года 20% и 36% потребителей сказали, что сократили объем покупок традиционной и современной молочной продукции соответственно по сравнению с предыдущими тремя месяцами».

Все новости компаний