Политика
  1. Политика
 20 января 2017, 13:01  

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

Виктор Басаргин отправил в отставку министра культуры Игоря Гладнева, назначив на эту должность директора Пермской краевой филармонии Галину Кокоулину. С момента своего назначения в 2013 году г-н Гладнев придерживался традиционно-патриотического взгляда на роль культуры и принимал неоднозначные решения, за что вызывал восторг у одних и подлинную ненависть у других.

Принцип сорняка

После увольнения в 2013 году главного идеолога «культурной революции» Марата Гельмана с поста директора Музея современного искусства PERMM краевые власти активно избавлялись от следов «революции». В частности, по разным причинам убрали арт-объекты «красные человечки», Icon-man, «Слава труду» и «Черный ангел».

Спустя три года после завершения «культурной революции» Игорь Гладнев в интервью московского бюро The New York Time назвал себя сторонником «культурной эволюции» и негативно оценил результаты событий 2008-2013 годов.

«Команда, работавшая в этот период, работала на разрушение. Многие вещи, которые были здесь апробированы, связаны с заинтересованностью в получении материального ресурса. Главным стала провокация. Не художественный продукт, не акт духовного совершенствования. За период «культурной революции» не было создано выдающихся выставок, не появились новые уникальные исполнители. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного. Это было умышленно. Создавать новую картину мира и при этом всех, кто не соответствует этой картине, исключать – это ошибочно и вредно. <…> Если бы «культурная революция» продолжалась, то был бы нанесен непоправимый вред, который выражался бы в принципе сорняка. Под сорняком ничего не растет».

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря ГладневаМузей на чемоданах

После завершения «культурной революции» краевым властям пришлось разбираться с ее наследием. В том числе с Музеем современного искусства PERMM. С мая 2009 года музей располагался в здании Речного вокзала, однако в 2013 году было решено реконструировать здание на Каме и «вписать» в него Пермскую художественную галерею. Предполагалось PERMM поселить в здание бывшего трамвайного депо в Разгуляе.

«Что в целом даст городу эта «рокировка»? Во-первых, решим главную проблему – сохраним художественную галерею для Пермского края, предоставим ей современно оборудованное специально для ее целей здание. Во-вторых, освобождаем кафедральный собор для богослужений. В-третьих, даем новые возможности музею современного искусства. И в-четвертых, получаем мощный толчок к развитию комплекса Первогорода в Разгуляе», – комментировал Игорь Гладнев «Коммерсанту-Прикамье».

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

В итоге с лета 2014 года Музей современного искусства расположился в здании на бульваре Гагарина, 24 на условиях аренды, а реконструкция Речного вокзала началась только летом прошлого года. Ввод здания в эксплуатацию планируется в декабре 2017 года. После этого на вокзал, предположительно, вернется PERMM.

Ночи черные

Во время работы Игоря Гладнева закрылись несколько крупных фестивалей: поэтический «СловоNova», театра и кино «Текстура», «Пространство режиссуры», детский театральный фестиваль «Большая перемена». В 2014 году последний раз состоялся фестиваль «Белые ночи». Вместо него в следующем году провели гораздо более скромный «Пермский калейдоскоп», по результатам работы которого на организаторов вылилось много критики из-за копирования «шаблона, но не принципов своего предшественника».

На последние «Белые ночи» власти выделили 91 млн рублей из краевого бюджета, 35 млн из городского. В 2015 году бюджетные траты на «Пермский калейдоскоп» составили 1 млн рублей.

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

«Значительную часть бюджета «Белых ночей» мы тратили на строительство инфраструктуры, сейчас пользуемся уже готовой. И суммы исчислялись от 40 до 90 млн рублей. Сейчас фактических прямых затрат 1 млн рублей в рамках деятельности подведомственного учреждения. Все остальные деньги находятся внутри наших учреждений, которым они выданы для проведения мероприятий», – объяснил министр культуры.

Репрессия музея

Еще одним неоднозначным событием, произошедшим во время работы Игоря Гладнева, стал конфликт, развернувшийся вокруг музея политических репрессий «Пермь-36». Сложная история переговоров сотрудников АНО «Пермь-36» с краевыми властями закончилась в марте 2015 года прекращением деятельности организации, переводом музея в государственное ведение и его трансформацией в музей работников ГУЛАГа.

В интервью «Новому компаньону» в начале 2015 года Игорь Гладнев выразил свою позицию по поводу заключенных, отбывавших наказание в пермской колонии.

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря ГладневаИгорь Гладневминистр культуры Пермского края«Мы живем в великой стране, и в ее истории было всякое, поэтому мы не должны скрывать правду. Если в той же «Перми-36» отбывали наказание предатели Родины и бандиты, которые убивали советских солдат, офицеров, членов их семей и даже детей, то об этом надо говорить, а не делать вид, что бандеровцы 1940-х годов прошлого века – благородные борцы за свободу и независимость. С такими трусливыми формулировками мы и всех нынешних террористов будем вынуждены оправдать...»

Впрочем, в октябре прошлого года куратор музея Юлия Кантор рассказала «Фонтанке», что после смены руководства в музее не только сохранилась центральная экспозиция, связанная с историей ГУЛАГа, но и появляются новые. «Я видела, что ничего страшного не происходит. Становилось понятно, что вновь пришедшие люди идут по пути создания честного музея».

Мильграм vs Гладнев

Последний крупный конфликт с участием министра культуры произошел летом прошлого года. 15 июля Игорь Гладнев уволил художественного руководителя Театра-Театра Бориса Мильграма. Поводом для принятия решения, как сообщалось на сайте ведомства, послужили систематические нарушения норм действующего законодательства, а также срыв гастролей театра «Сатирикон». Министр культуры также сказал, что «заявленные руководителем принципы не соответствуют пониманию функций возглавляемого им театра, не соответствуют задачам, которые были закреплены за государственными учреждениями концепцией государственной культурной политики, утвержденной Президентом России». Сам Борис Мильграм объяснил увольнение личной неприязнью министра.

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

Это событие вызвало широкий общественный резонанс – в поддержку Бориса Мильграма высказались пермские и российские актеры, композиторы и театральные деятели. Часть культурных деятелей встали на защиту министра культуры. Спустя неделю губернатор Виктор Басаргин отправил Игоря Гладнева во временную отставку. Завершился конфликт компромиссом – и министр, и худрук вернулись на свои должности.

Народ прежде всего

В конце 2014 года в интервью порталу 59.ru министр поделился своим видением культуры: «Одним из главных источников и носителей культуры сегодня являются наши малые города и поселения. В них живут люди с четкой установкой, они преобразовывают, трудятся, воспитывают своих детей и делают все для того, чтобы они, пройдя путь созидания, передали своим детям и внукам ощущение этого строения. Вот это и есть культура».

Культурный эволюционер. Business Class подводит краткий итог трехлетней работы министра культуры Игоря Гладнева

Деятельность краевого минкульта в целом соответствует этому курсу. В Перми закрываются дорогостоящие театральные и поэтические проекты, однако небольшие и недорогие мероприятия в крае проходят. Например, с 2009 года продолжает работать проект «59 фестивалей для 59 региона». «Цель фестиваля – объединить коллективы со всего Прикамья, содействовать развитию народного художественного творчества и популяризации региональной самобытности. Также это поможет сделать Пермский край привлекательным местом для событийного туризма. Благодаря проекту «59 фестивалей 59 региона» можно посетить разные уголки Прикамья, увидеть много интересного и лучше познакомиться с родным краем», – указано на сайте минкульта.

Этому курсу соответствуют и «Пермский музейный форум», появившийся в 2014 году, и «Дни культуры Пермского края», и другие фестивали, форумы и чтения, которые уже по 5-10 лет поддерживаются министерством культуры. Другой вопрос – какую культурную ценность имеют эти проекты.

Все новости компаний