Директор Универсама «Семья» Физия Апкина рассказала об очередях и дефицитных товарах в СССР.

Физия Назмулловна, как открывался главный магазин Перми, и как его появление воспринимали горожане?

– В 1983 году я закончила торговое училище №21 по специальности кассир, после чего вместе с 26 студентами нас направили на различные должности в магазины «Гастронома». Мы готовили магазин к открытию, а 26 апреля этого же года Универсам начал свою работу.

Открытие в Перми магазина такого уровня произвело впечатление и, конечно, запомнилось на всю жизнь. Универсам в то время был одним из первых крупных торговых предприятий в Пермской области, общая площадь составляла 1800 кв. м. Жители с нетерпением ждали открытия, оно привлекло внимание не только города, но и Пермской области. Каждый день покупатели ждали, что магазин начнет работу, точная дата нигде не обозначалась. Знали только, что магазин вот-вот откроется, поэтому изо дня в день около него скапливались люди. Работники Универсама в это время принимали товар, выкладывали его на полки.

И вот настал день Х. Нескончаемые очереди тянулись прямо от остановки Борчанинова и напоминали толпы желающих посетить мавзолей в Москве. Мы шли на работу в семь часов, а люди уже занимали очередь в Универсам, настолько сильным было желание увидеть новый магазин. Очереди были и в магазин, и во все 17 касс.


Здание магазина Универсам, 1986 год.

Рассчитывая покупателей, использовали кассовые аппараты «Ока» и работали методом вслепую. Руки на автомате запоминали цифры, и мы перебирали корзины покупателей. Так как тележек не было, то люди набирали по несколько полных корзин.

Ассортимент товара был достаточно широкий. Поскольку маркировка продукции не была поставлена в систему, в обязанность кассира входило знать цены наизусть. Запоминали по упаковке и цветным крышкам.

Насколько разнообразным был ассортимент в Универсаме?

– Раз универсальный магазин, то ассортимент продовольственных товаров здесь был достаточно широкий. Кроме продовольствия, здесь были сопутствующие товары хозяйственного назначения. В прикассовой зоне на столах были представлены средства для гигиены полости рта, по уходу за волосами, кухонно-бытовые предметы. Имелся широкий ассортимент эмалированной посуды с Лысьвенского завода. Единственное, чего не было, – это одежды.

Конечно, о такой насыщенности, как сейчас, говорить не приходилось. Основной набор продуктов (хлеб, молоко, сметана, крупы, колбасу) тогда не каждый мог купить, они быстро расхватывались с прилавков. Если покупателю посчастливилось в день похода в магазин попасть на продажу окуня, то, конечно, он его брал, так как вероятность, что завтра рыба снова появится на полках, была минимальна.


Внутренний вид Универсама, 1987 год.


Отдельно располагался винно-водочный и табачный отдел, в Универсаме он занимал площадку на цокольном этаже. Там выстраивалась своя очередь, в которой нередко случались потасовки.

Что касается импортных продуктов, то они в основном поставлялись из социалистических и дружественных с Советским Союзом стран. В продаже были чаи, кофе из Индии, венгерские консервированные продукты – компоты, огурцы, горошек, кукуруза. Другие магазины этими товарами похвастаться не могли, они считались дефицитными.

То есть был товар, который пермяки могли приобрести только в Универсаме?

– Я считаю, да. Даже если говорить об импортных консервированных продуктах, то они считались роскошью. К тому же здесь был представлен ассортимент детского питания, соков. В начале 80-х такие товары можно было купить только здесь, поскольку магазинов такого формата в Перми не было, Универсам стал первым.

На то время дефицитными продовольственными товарами были сгущенное молоко, шоколадные конфеты, шоколадное масло, кофе, чай, рыбные консервы, хорошая свежемороженая рыба (горбуша, окунь, судак), мясо и продукты из мяса, птица и продукты из птицы. Но люди знали – в Универсаме всегда можно что-то «отхватить», поэтому приходили сюда.


Выставка-продажа блюд из морской капусты в магазине «Океан». 1987 год.


После открытия товар не исчез с полок?

– После открытия Универсам продолжали регулярно снабжать продукцией. Магазин относился к Ленинскому району, и администрация следила за тем, чтобы товар всегда был представлен на полках. К тому же Универсам долгое время был эталоном среди магазинов, сюда приезжали гости из области и других регионов. Чиновники всегда интересовались, как обстоят дела в магазине, контролировали поставки, работу персонала и заполняемость полок.

А пустые полки были?

– Колбасу, курицу, свежемороженую рыбу разбирали очень быстро, после чего полки пустовали какое-то время.

Люди, чья сознательная жизнь пришлась на советский период, всегда вспоминают об очередях. Как покупатели вели себя, проводя в них время? Как вообще вел себя советский потребитель?

– Знаменитые очереди в советских магазинах – они были постоянно. По очередям можно было сверять часы, каждый день они собирались в определенное время. Но люди терпеливо ждали по несколько часов, чтобы попасть в новый магазин. А когда заходили, было и такое, что терялись, не знали, куда идти, плохо ориентируясь в расстановке товарных групп.

В конце 80-х с введением талонной системы жителей других районов города, которые не могли быть обеспечены товарами по месту жительства, прикрепляли к Универсаму. Здесь всегда был наиболее полный ассортимент, и люди из других районов приезжали отовариваться сюда. Например, если в Мотовилихинском районе вареную колбасу можно было приобрести только в одном магазине, то в Универсаме у покупателей был выбор из вареной и копченой колбасы, ветчины, сосисок.

За хлебом очереди выстраивались еще до прибытия поставки. В одни руки полагалось две буханки хлеба и один батон, и люди брали все по максимуму. Полную машину хлеба распродавали в течение двух часов. Сейчас это кажется странным – ну куда столько хлеба?

То же самое и с молочной продукцией – брали положенные три литра молока, не меньше.

Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов, но через 3-4 часа по графику приходили машины с товаром.


Выставка-продажа рыботоваров в оптовом зале гастронома №6. 1983 год.

На момент открытия магазина в Перми администрацией области были установлены нормативы на дефицитные товары широкого потребления: в одни руки полагалось, к примеру, 3 литра молока, две буханки хлеба, 1 кг колбасы, одна курица, 2 кг пельменей. Люди были в курсе порядка, но нередко встречались и те, кто брал излишки, несмотря на то, что знали – на кассе его заберут. Это был очень неловкий момент в работе кассиров, когда мы должны были изымать лишние продукты. Но советские покупатели приспособились и к нормированной системе. Покупатели брали с собой в магазин детей, и каждый из членов семьи стоял с килограммами продуктов в многочасовой очереди. Кроме того, что в магазин ходили всей семьей, распространилась практика оставлять купленные товары в камерах хранения и снова вставать в очередь за продуктами.

Как распределялись продукты между сотрудниками Универсама, были ли у них привилегии?

– Сотрудников отоваривали два раза в неделю. Мы получали и дефицитные продукты – чай, кофе, масло, курицу, колбасу. На каждого сотрудника рассчитывалось определенное количество продукции, а каждую неделю перечень менялся. Работники розницы не получали дефицитные товары в обход потребителей. Все-таки основным принципом в работе оставался приоритет потребностей покупателя.

В СССР существовали так называемые магазины «Березка», в которых всегда можно было достать дефицитные товары, в Перми были такие?

– И «Березка», и кооперативные магазины были. В последних можно было купить без очередей и мясо разного вида, колбасы любого копчения. Но цена на них была комиссионная, как правило, в 2-3 раза выше чем в обычной рознице. Если в обычном магазине цена колбасы за кг составляла в пределах 5 рублей, то в коопторговских магазинах эта же колбаса стоила уже 11 рублей.



Как изменилась розничная торговля в 90-е, с установлением рыночной экономики?

– Изменения произошли очень быстро. На полках магазинов появились различные импортные товары. Люди особо не удивлялись, но раскупали. Может быть, это связано с тем, что многие и в советское время ездили в Москву за вещами, детскими товарами, привозили из столицы какие-то продукты, которые до провинции дойти еще не успели.

Именно в 90-е появились ларьки, они открывались на улицах, недалеко от Универсама тоже была пара. Как правило, их открывали частники, которые накопили некоторый капитал.


«Рыбный кафетерий» в магазине «Океан». 1977 год.

Можно ли проследить, как с советских времен до сегодняшнего дня изменился покупатель?

– Покупатель, конечно, изменился. Он стал более требовательным к сотрудникам магазинов. Сегодня граждане знают свои права, и если они нарушаются, то за этим следует обращение в соответствующие органы. Если раньше потребитель не обращал внимания на качество обслуживания и мог взять товар, несмотря на скорое завершение срока годности, то теперь люди обращают внимание и на это, и на условия хранения, и на состав продукта. Основное влияние на покупателя оказывают именно сотрудники магазина. Имидж торгового предприятия, его способность удержать покупателей во многом зависят от знаний и опыта, приветливости, внешнего вида сотрудников. Какими бы привлекательными ни были ценовая политика и выкладка товара в торговом зале, хамство и невоспитанность продавцов нередко сводят на нет все усилия руководства.

На ваш взгляд, последуют ли в ближайшее время сильные изменения в сфере торговли?

—Измененияможно заметить уже сейчас. Многие торговые предприятия розничной торговли переходят на электронное обслуживание – посредством автоматов, клиенты могут самостоятельно оплатить товары. Возможно, все больше будут осуществляться покупки через интернет.

Редакция Business Class благодарит за предоставленные фото Государственный архив Пермского края