Город
  1. Город
 10 декабря 2016, 12:00  

Книга «Поезд сирот» Кристины Бейкер Кляйн: хрестоматийная история или неизбежная дань «американской мечте»

Книга «Поезд сирот» Кристины Бейкер Кляйн: хрестоматийная история или неизбежная дань «американской мечте»
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне

ЗА

Американский национальный проект по переселению сирот железнодорожным транспортом на Запад США долгое время считался благоразумной, деятельной и показательной инициативой. Многие из детей, которых везли из трущоб Бостона и Нью-Йорка на пасторальные просторы незаселенных прерий, обрели здесь настоящий дом, крышу над головой, заботливых опекунов и так далее. Собственно, эта картина осталась бы неизменной и, возможно, закрепилась бы как данность в американской и мировой историографии, если бы не роман Кристины Бейкер Кляйн «Поезд сирот». После этого нимб святости, паривший над организаторами проекта, моментально испарился, и на место словам «благотворительность» и «альтруизм» пришло страшное слово «рабство».

Автор сплетает в сюжете две линии – протягивая рельсы «поезда сирот» от эпохи Великой депрессии к первым десятилетиям XXI века. Девяностолетнюю Вивиан, ставшую жертвой «поезда сирот», и 17-летнюю Молли, сироту, трудного подростка, удивительным образом сближает их стойкий характер, стремление сохранить принадлежность к своим корням и личное достоинство. Только начав открываться друг другу, обе набираются мужества, чтобы встать на путь примирения с собственным прошлым и изменить свою жизнь.

Несмотря на то, что акцент в сюжете сделан на личностях, суть – в интерьере, где этим личностям предстоит действовать. Кристина Кляйн, безусловно, знает тему досконально и в деталях описывает процесс «сбыта» и обустройства детей на новом месте. Нити, которые тянутся из прошлого в наше с вами настоящее, – это, видимо, обязательный элемент социальной ответственности писателя: нельзя просто обличать минувшее зло, необходимо не дать этому злу восстать спустя десятилетия.

История Вивиан, путешествующей на поезде сирот, действительно шокирует. Очевидно, что эта история, как говорится, хрестоматийная. Вивиан каким-то чудом удалось выбиться в люди и встретить старость в достатке и здравии, но ее случай, будучи исключением из правил, еще больше подчеркивает бедственное положение большинства переселенных сирот. Они становились жертвами корысти или холодного расчета: их использовали в качестве чернорабочих, помощниц по дому или грузчиков, а взамен давали койку в подвале и самое скромное пропитание.

Не стоит думать, что книга обладает лишь публицистической ценностью – роман написан на удивление умело, слаженно и демонстрирует не только погруженность в тему Кристины Бейкер Кляйн, но и ее профессионализм. Рекомендуется к прочтению любителям продуманной и актуальной литературы.

ПРОТИВ

Роман Кристины Кляйн – это неизменная и неизбежная дань «американской мечте». Это своеобразный «Форрест Гамп» в мягкой обложке: жила-была девочка, которой предстояло пройти сквозь тяготы, унижения и голод – все ради того, чтобы в конце жизни почувствовать себя полноценным гражданином общества и отказаться от претензий к этому самому обществу. Автор хоть и обличает «поезда сирот» как закамуфлированную форму детского рабства, тем не менее намекает, что проблемы «униженных и оскорбленных» – это только их проблемы. Общество движется вперед, изобретает скоростные лифты и методики продления жизни, и если ты хочешь быть частью социального прогресса, то тебе необходимо признать, что некоторые жертвы на пути к высшей цели просто необходимы.

Очевидно, именно так стоит воспринять главный посыл книги. Вивиан героически смиряется со своими горестными воспоминаниями и старается убедить сделать то же самое свою малолетнюю подопечную. Что ж, «американская мечта» действительно требует жертв, будь то индейцы, вьетнамцы или дети. Как говорится, Манхэттен сам себя не построит.

Такая постановка вопроса, конечно, смутит русскоязычных читателей. Для них будет благом, если они воспримут «Поезд сирот» исключительно как диккенсоподобную литературу (угнетенное детство, борьба сначала за свои права, а затем и за собственное счастье) и бросят его примерно на половине. Гораздо сложнее полюбить этот текст, если прочитать его до конца.

Для читателя, знакомого с тем, как обращались с беспризорниками в Советском Союзе (истории о сынах полка и исправительных колониях для несовершеннолетних до сих занимают определенное место в информационной и художественной повестке), поезда сирот покажутся детским лепетом. В конце концов, у детей, которых увозили на Запад США, альтернатива была лишь одна – остаться в детском доме в окружении и условиях не более приятных. Кажется, «Поезд сирот» – лишь «особое мнение» Кристины Кляйн.

Но одного этого «особого мнения» недостаточно, чтобы сдвинуть с мертвой точки узаконенную фактографию. Пожалуй, больший смысл имело бы документальное исследование с привлечением мнений «пострадавших» и экспертов в области социальной истории, но для этого, конечно, потребовалось бы гораздо больше времени и сил, нежели на создание художественного (читай – выдуманного) труда. Кристина Кляйн чистосердечно схалтурила, и пусть это останется на ее совести.


16+

Все новости компаний