Экономика
  1. Экономика
 17 ноября 2016, 15:23  

Танцы в минус

Танцы в минус
За два года в Перми на 16% выросло число ночных клубов. Участники рынка рассуждают о клубной жизни и серьезном сокращении посетителей в связи с кризисом

Несмотря на кризис, в Перми растет количество ночных клубов и прочих развлекательных заведений. Справочник «2Гис» сообщает о 55 ночных клубах – это на 16,3% больше, чем два года назад. Тогда в краевой столице насчитывалось 46 таких заведений, и в рейтинге российских городов по концентрации ночных клубов на 100 тысяч человек Пермь уже занимала первое место (подробнее см. справку).

Ночь стоимостью 50 тысяч рублей.

В рубрику «ночные клубы» справочника «2Гис» вошли не только клубы, но и клубы-рестораны, танцевальные бары, стриптиз-клубы и прочее. Из-за этого участники рынка называют представленную статистику формальной, некоторые спорят о том, какие заведения относить к «классическим» клубам, какие к клубам-барам или клубам-ресторанам. По мнению арт-директора «М5» Дмитрия Коновалова, в клуб люди приходят, чтобы получить порцию актуальной музыки, поэтому в «классическом» варианте этого заведения в помещении находится минимум столов, несколько VIP-кабин и большой танцпол. Зарабатывают клубы в основном за счет продажи алкоголя. Однако таких мест для отдыха в Перми немного, зато заметно больше клубов-баров, танцевальных баров-ресторанов, клубов-ресторанов («Семь», «Облака» и другие), где посетителям уже предлагается обширное меню и шоу-программа с конкурсами и выступлениями артистов. Основная прибыль – за счет заказа еды, напитков, проведения концертов. Учредитель и гендиректор «Облаков» Станислав Рыжук говорит, что такие заведения работают ежедневно в качестве ресторанов, что также приносит их владельцам доход. В клубах-ресторанах достаточно часто (3-4 раза в месяц) выступают модные исполнители и музыкальные группы. Например, в «Семь» недавно приезжали группы «Блестящие», «Вирус», «Краски», в «Облака» – «Руки вверх», рэперы NEL, MC DONI и другие.

По оценкам директора клуба «Семь» Тимура Джарджишова, в городе существует около десяти «топовых» наиболее известных заведений. Посетители клубов, находящиеся в центре города, на протяжении одной ночи могут побывать в нескольких заведениях. «Между клубами «Заябар», «М5», «Дым», «ShakeRooM» и другими циркулирует одна и та же публика. Пользовались популярностью недавно закрывшиеся «Q2», «Горный хрусталь». В качестве одного из лучших проектов хочу выделить клуб «Цирк», который закрылся в 2014 году, – делится арт-директор «М5». Участники рынка говорят, что посетители клубов в центре города уже не поедут в аналогичные заведения, находящиеся в отдаленных районах.

Представители сферы развлечений упоминают также о наиболее известных клубах, существовавших в Перми в 90-е и в начале 2000-х. «Наслышан про «Болид», на месте которого сейчас находятся «Облака». Видимо, это историческое место для клубов!» – отмечает Станислав Рыжук. Также среди «легендарных» заведений фигурируют «Апокалипсис» (находился в здании ДК Профсоюзов), Black and White (ул. Петропавловская, 185) и другие.

Об успешности клубов судят не только по их наполняемости, но и по платежеспособности гостей. Средний чек на одного человека в местных заведениях составляет 1-1,5 тыс. рублей (на эти деньги можно купить несколько порций алкоголя или коктейлей). При этом в ряде заведений города за одну ночь отдельные посетители могут тратить по 30-50 тыс. рублей. «У нас люди могут посуды разбить на 5 тыс. рублей и при этом радоваться», – добавляет управляющий клуба «Семь» Илья Мокроусов.

Рост числа ночных клубов участники пермского рынка объясняют, в том числе, представлением некоторых об этом сегменте бизнеса. «Растет количество заведений именно в спальных микрорайонах. Кто-то хочет попробовать себя в новом деле, считая клубы легким способом зарабатывания денег. Некоторые думают – приготовил еду, включил музыку, и все начнет работать, но это не так», – рассуждает Илья Мокроусов. Чтобы клуб был успешным, нужен бизнес-проект, немалые инвестиции, планирование. «Размер бюджета на открытие и содержание клуба зависит от пожеланий собственника, надо учитывать уровень заведения, его целевую аудиторию, площадь. Например, на одно только звуковое оборудование можно потратить от 300 тыс. до 2 млн рублей. Учитывая, что в России достойный «звук» еще не производят, надо иметь в виду курс валют», – добавляет управляющий «Семь».

Среди сложностей этой сферы – не только разработка индивидуальной концепции заведения и умение привлечь посетителей, но и нехватка местных артистов и ди-джеев.

Клубный апгрейд.

Станислав Рыжук считает, что через некоторое время в связи с большим предложением число заведений может сократиться: «Клубы начнут закрываться, потому что на рынке появляется много альтернативных заведений, останутся только лучшие. Я считаю, в Перми достаточно одного-двух клубов, как это было раньше!»

У клубов короткая жизнь, в среднем 3-5 лет. Так, «Цирк» просуществовал около двух лет, «Q2» – порядка трех, «Горный хрусталь» – около шести. Последний включал в себя несколько проектов, этим летом в комплексе закрылись несколько локальных клубов, сейчас там работает музыкальный бар Bar&Ton, клуб-ресторан FabrikaКухня, периодически проходят вечеринки. Клуб «Семь» на этом фоне выглядит старожилом – заведение работает уже девять лет.

По словам участников рынка, каждый проект имеет свой запас актуальности, и каждая идея рано или поздно перестает быть интересной публике. Есть заведения, которые просуществовали всего несколько недель или месяцев, например, клуб «Юность» (располагался на месте «Ветра».). Г-н Рыжук подчеркивает: как правило, новые клубы открываются в местах, где закрылись старые. По мнению учредителя «Облаков», некоторые из заведений похожи друг на друга по концепции, музыке и прочим составляющим.

В «Горном хрустале» говорят, что если в клуб вкладывать и постоянно его совершенствовать, то он может существовать долго. В «Семь» добавляют, что бизнес должен следить за модой в этом направлении, периодически менять арт-команду, так как поколения молодежи вырастают, при этом интересы посетителей меняются. Так, в начале 2000-х в клубах был популярен стриптиз, потом в моду вошли заведения большой вместимости, например, «Глобасс», тот же «Горный хрусталь», но постепенно и они потеряли актуальность. «В некоторых заведениях часто проходили концерты, однако на одних выступлениях не выживешь. Звезды, несмотря на кризис, цены в долларах не меняют, а курс доллара растет. Организовать концерт «звезды третьего эшелона» стоит от 120 тыс. рублей. Выступления музыкантов первой величины измеряются суммами порядка 1,5 млн рублей, но их уже невыгодно везти в Пермь, так как затраты на такой концерт клуб уже не сможет окупить сборами со входа и выручкой. Такие большие площади, как в «Глобассе», «Горном хрустале», тяжело наполнять», – говорит управляющий «Семь». Сейчас на рынке остались средние по площадям заведения. Тимур Джарджишов добавляет, что сейчас в сфере развлечений стали популярны маленькие заведения – музыкальные коктейль-бары, где каждые выходные проходят вечеринки и выступают ди-джеи.

Дешевый коньяк и белорусский пармезан.

В пермских клубах рассказывают, что сверхприбыль (в два раза больше, чем в обычные дни) можно заработать в праздники – Новый год, 8 Марта, Хэллоуин. «Удивительно, но 8 Марта по популярности – как второй Новый год, – говорит управляющий «Семь». – Женщины умеют заставить мужчин тратиться. День защитника Отечества в заведениях отмечается не так широко, как Международный женский день».

При этом кризис серьезно повлиял на клубную деятельность. По оценкам управляющего «Семь», еще в начале 2015 года, вместе со снижением курса доллара клиентопоток упал примерно на 30%. Это связано с тем, что с наступлением кризиса сфера развлечений всегда страдает в первую очередь, уверен Илья Мокроусов. Если люди по-прежнему совершают покупки в продуктовых магазинах, то на походах в клубы многие начинают экономить. В «Облаках» ввели платный вход на концерты, потому что выручки стало не хватать на окупаемость выступлений звезд. Заведения стали предлагать разные акции для привлечения посетителей: те же «Облака» в одни дни дают скидки для девушек, в другие – для мужчин.

Учредитель и гендиректор «Облаков» Станислав Рыжук считает, что сегодня состояние большинства развлекательных заведений тяжелое – среди причин не только кризис, но и высокая конкуренция. «Развития отрасли нет, ничего принципиально нового жителям города не предлагается», – добавляет эксперт.

В развлекательных заведениях перешли к антикризисному управлению: оптимизировали численность персонала и сократили затраты на обслуживание. Закупочные цены продуктов и алкоголя выросли в полтора-два раза, но, как говорят в «Семь», в заведении «стараются держать цены на прежнем уровне». В «М5» сообщили, что в клубах заметно подорожал алкоголь, однако на сколько, называть не стали. Станислав Рыжук рассказал, что средний размер чека в заведениях сократился. Некоторые посетители сменили предпочтения: если кто-то раньше заказывал очень дорогой коньяк, то теперь перешел на более демократичный. Другие стали посещать более дешевые заведения. После ввода продуктового эмбарго в клубе при составлении меню возникали проблемы с подбором продовольствия. «Приходилось бороться с отсутствием импортных продуктов, брать пробы. Только сейчас словосочетание «белорусский пармезан» стало для меня нормальным», – смеется Илья Мокроусов.

Если в 2015 году клубы переживали пик кризиса, то сейчас ситуация начинает улучшаться: заметен рост числа посетителей, люди начинают готовиться к празднованию Нового года, корпоративам. Учредитель «Облаков» также подтверждает эту тенденцию, говоря о повышении выручки в своем заведении. По мнению экспертов, до конца года клубы не будут испытывать недостатка посетителей, а вот в январе-феврале ситуация может ухудшиться, так как начало года – время спада в сфере развлечений.


Теория развития клубных «тусовщиков».

Средний возраст посетителей клубов – от 18 до 25 лет (девушки) и мужчины до 30 лет и старше – в зависимости от заведения. Арт-директор клуба «М5» Дмитрий Коновалов приводит примечательную теорию о возрасте «клубного поколения»: «Когда, например, молодой человек достигает совершеннолетия, он начинает посещать клубы. Каждые выходные он бывает в клубе, заводит знакомства. Первый год отходил, на второй идет в более статусные заведения. На третий год этот молодой человек уже считает себя знающим, на четвертый и пятый годы он посещает клубы все реже и реже. Таким образом, средний возраст одного клубного поколения – три года». Отметим, что теория схематична и ее можно применить далеко не ко всем посетителям клубов. Посетители более старшего возраста предпочитают клубы-рестораны, где можно посидеть, заказать блюдо из широкого ассортимента меню.

Летом 2014 года Пермь выбилась в лидеры рейтинга городов по концентрации ночных клубов. На 100 тысяч пермяков приходилось четыре развлекательных заведения. На втором месте расположился Санкт-Петербург с тремя клубами на 100 тыс. человек и всего 155 заведениями, на третьем – «извечный» конкурент Екатеринбург (три клуба на 100 тыс. человек и 47 заведений).
Все новости компаний