Спорт
 26 октября 2016, 19:06   3068

Стать лучше. Павел Гооге запустил новый баскетбольный проект

Баскетбольный тренер Павел Гооге – о форматах баскетбольных кэмпов, игровом «эгоизме» и важности морального духа в спорте

Известный спортивный специалист Павел Гооге запустил проект «Баскетбольных кэмпов». Началось все с Перми, а теперь география расширяется. Г-н Гооге рассказал о подробностях проекта и перспективах развития.

Ваш курс называется «баскетбольный интенсив ». Чем он отличается от обычных тренировок?

Вообще, термин баскетбольный кэмп, или лагерь, зародился в США, и мы далеко не первые «привезли» его в Россию. Скорее мы, АНО «Баскетбольные кэмпы», первые, кто четко разделил программы и разбил их на два формата: кэмп и интенсив (мини-кэмп). Кэмп – это недельный, двух- или даже трехнедельный курс с глубоким погружением в определенную тему: например, броски, контроль мяча, защита, принятие решений. По итогам этих дней – 7, 14 или 21- ребята чувствуют себя гораздо уверенней в изученной области, у них появляются правильные навыки, растет понимание игры – ее качество заметно повышается.

Интенсив длится всего три дня, и он не связан с какой-то определенной темой, его цель – в течение 12 часов научить базовым навыкам и основным понятиям игры в баскетбол. Мы даем ребятам концентрированный «сгусток» основных навыков и умений. Например, у нас они могут узнать и научиться, как выйти из конкретной ситуации: к тебе «прилип» защитник, ты не можешь оторваться от него, дать пас или сделать бросок. На самом деле тут нужно знать всего два-три обманных движения, которым мы и учим. После интенсива ребята имеют минимальный набор, достаточный для успешного «выживания» на баскетбольной площадке.

Разве за три дня можно научиться играть в баскетбол?

В любом спорте большую роль играет самостоятельная работа. Конечно, мы и не пытаемся за три дня сделать из ребят профессиональных игроков – это просто невозможно. Но мы даем ребенку необходимые алгоритмы действий, которые он будет применять при самостоятельных тренировках. Это может быть бросок или пас из ведения или действия после ловли мяча, после броска, после паса. Звучит удивительно, но, как правило, освоенного за эти три дня материала хватает на несколько месяцев самостоятельной работы – шлифовку отдельных движений, их отработку и доведение до автоматизма.

Кроме того, мы стараемся поддержать или приободрить ребенка, укрепить его моральный дух. И это работает, ребята меняются на глазах: был неуверенным, зажатым, безынициативным, а после интенсива это веселый, уверенный в себе игрок, рвется вперед, активно вступает в единоборства и обыгрывает защитников значительно чаще.

Например, после интенсива в Екатеринбурге тренеры удивлялись: «Мы в течение двух лагерей по три недели каждый, пытались научить ребят не бегать всей командой за одним мячом, а вы сделали это за два занятия». Или разговаривали с пермской коллегой, она говорит: «В течение двух недель бьемся над тем, чтобы после паса игроки не оставались стоять на месте». У нас это получается за три занятия.

Не факт, что хотя бы один из участников курса в будущем станет профессиональным баскетболистом. Чем тренировки помогут в реальной жизни?

После интенсива ребенок чувствует энтузиазм и уверенность в себе. Вот мы спрашиваем ребят – почему вы не обыгрываете один на один? Они говорят: «Боимся». Когда начинаем в этом разбираться, приходит понимание, что страх сформировался, во-первых, от низкого уровня навыков контроля мяча, во-вторых, из-за негативного опыта выбора времени бросков, когда ему мешали не только соперники, но и партнеры из его же команды. Он бросил один раз – не попал, попытался обыграть во второй раз – потеря, в третий ему начинается казаться, что больше не получится. А мы учим не только как нужно бросать, но и когда будет правильно сделать это. В игре очень важны баланс и постоянный контроль действий – как своих, так и партнеров, исходя из распределения действий по времени, а также расположения товарищей по команде и «чужих» защитников в пространстве.

В результате он лучше понимает механизм игры и начинает контролировать ее. Страх уходит, возрастает уверенность в себе, ведь в школе или на тренировке он обыгрывает тех, кого раньше не мог обойти. А главное – он дает себе право на ошибку, потому что ничего страшного не происходит: «Я потренировался, и у меня получилось. Значит, и в другом деле получится». Человек развивается, его характер закаляется через занятия баскетболом.

Вы делаете упор на развитие индивидуальных навыков игрока. Не развивает ли это, условно говоря, «эгоизм» игрока? Это когда он чувствует себя сильнее остальных в своей команде и начинает водить в одиночку?

Баскетбол – это командный вид спорта, здесь один в поле не воин. Как бы ни был профессионален игрок, в одиночку он не выиграет матч. С другой стороны, нужно уточнить, на каком уровне мы рассматриваем баскетбол. На уроках физкультуры в школе вполне может быть такое, что более умелые ребята начинают играть почти в одиночку. Но это не наш случай, ведь там все поиграли и разошлись учить физику, к примеру. В спортивных школах, где команда направлена на результат, все работают сообща, и такие ситуации могут быть реже.

И потом, мы делаем упор не только на развитие индивидуальных навыков. Понимание правильной игры без мяча, согласованность вместе с партнерами – вторая не менее важная часть образовательной программы интенсива. Третья часть – укрепление уверенности игрока в своих силах, развитие в ребенке веры в себя, поддержка его усилий «становиться лучше» через труд.

Короткий девиз интенсива «Быть лучше – побыстрее». Ключевыми факторами успешного обучения являются правильная техника, сочетание работы рук и ног, верные акценты, психология, творческий, позитивный эмоциональный фон и большое количество повторений. Вот что отличает нас от других баскетбольных программ.

Вы собираетесь продвигать проект в других регионах России?

– В конце сентябре и начале октября мы провели два промо-интенсива в Перми и Екатеринбурге. Ребята в восторге, родители довольны, тренеры проявили большой интерес к программам.

Сейчас ведем переговоры с ближайшими региональными федерациями о проведении трехдневных интенсивов (мини-кэмпов) в Башкортостане, Ханты-Мансийском АО, Республике Удмуртии. Определяем наиболее активных и особенно заинтересованных в развитии школьников и детских тренеров федерации Сибирского федерального округа РФ. Есть определенность в датах проведения интенсивов в Самаре и Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге будем проводить повторно в середине декабря. В Перми мини-кэмп пройдет в новогодние каникулы.

Мы намерены развивать наши программы. Как оказалось, конкурентов у нас нет, а хорошо играть в баскетбол хотят многие. Как мы шутим – «праздник к вам приходит!»

Поделиться:
Главные новости