Заместитель директора по производственной деятельности ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Александр Штейников – о том, как изменения в законодательстве отразятся на заказчиках и работе ЦТИ.

Александр Васильевич, почему именно ЦТИ выбрали для хранения документации?

В чем преимущество хранения документации в ЦТИ?

– Требованиями статьи 45 Закона о кадастре установлено, что технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 г. в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации являются собственностью субъекта Российской Федерации. Функции технического учета объектов недвижимости, в частности жилищного фонда, возложены на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро и т.д., всем известные БТИ.

В целях соблюдения требований федерального законодательства Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края было принято решение об определении с 1 октября 2016 года Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» в качестве единственной организации, осуществляющей хранение технических паспортов, оценочной и иной документации, хранившихся ранее в прочих БТИ.

По нашему мнению, основными аргументами в пользу принятия данного решения, являются следующие.

Первое. Центр технической инвентаризации Пермского края» на сегодняшний день является держателем архивной документации на основную часть объектов жилищного фонда Пермского края, и, соответственно, наибольшее количество обращений по запросам граждан и юридических лиц поступают именно к нам.

Второе. Предприятие имеет значительный опыт в части хранения архивной документации, обладает разветвленной сетью филиалов и отделов на территории Пермского края.

Третье. Вся архивная документация хранится у одного предприятия, соответственно, у клиента нет необходимости осуществлять запрос в прочие органы технической инвентаризации.

Кроме того, предприятие является подведомственным правительству Пермского края (собственника архивной документации).

Какие изменения внесут новые правила хранения документации?

– На текущий момент совместно с Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края проводятся мероприятия по принятию архивной документации от муниципальных и федеральных предприятий. Перед нашим предприятием стоит задача до конца ноября распределить архив по территориальной принадлежности, привести новые помещения в соответствие с нормативными требованиями по хранению архивных документов и пожарной безопасности. Дополнительные площади, необходимые для хранения принятой архивной документации, составляют более 200 кв. м.

Клиенты почувствуют изменения?

В отношении сроков и порядка предоставления сведений из архива по запросам физических и юридических лиц существенных изменений нет, за исключением двух моментов.

Первое. Процедуру предоставления архивных сведений предлагается реализовать, используя экстерриториальный принцип, который предусматривает возможность получения услуги в любом филиале предприятия, независимо от места нахождения объекта недвижимости. Вне зависимости от местоположения объекта недвижимости и лица, которое подает запрос, информация будет предоставлена в удобном для заказчика месте. К примеру, если человек в Чернушке делает запрос об объекте, расположенном в Перми, документацию ему доставят в филиал в Чернушке.

Второе. Незначительные изменения коснулись стоимости услуг за предоставление сведений из архива. В некоторых случаях произошло перераспределение цены. Обусловлено это прежде всего принятием в июне 2016 года постановления Правительства РФ об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений.

Определены ли сроки хранения документации?

– При ведении архивов органами технической инвентаризации на постоянной основе проводится работа по сбору, учету, хранению, экспертизе, систематизации и использованию хранящихся сведений об объектах учета. Таким образом, можно сделать вывод о бессрочном (постоянном) хранении учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации. Архивные материалы, позволяют проследить историю объекта недвижимости, в том числе правовую, и при возникновении спорных ситуаций с правами на недвижимость зачастую требуется заключение, подготовленное на основе анализа материалов инвентарного дела.

Какие документы подлежат хранению?

Хранящиеся в архиве материалы должны быть оформлены в установленном порядке, сшиты и пронумерованы. Для каждого объекта технического учета формируется инвентариное дело и присваивается инвентарный номер.

По общим правилам инвентарное дело состоит из трех групп документов.

К первой группе относятся документы, составленные по результатам последней инвентаризации,а именно:

– технический паспорт на домовладение (здание):

– план земельного участка;

– поэтажный план здания;

– экспликация к поэтажному плану.

Вторую группу составляют документы правового характера, в том числе правоустанавливающие документы или их копии.

И к третьей группе относятся рабочие документы: абрисы, журналы подсчета площадей, технические документы, составленные в результате предыдущих обследований.

Какие современные услуги сегодня может предоставить ЦТИ?

– В активе у предприятия – высокий уровень технической оснащенности. ЦТИ обладает спутниковой геодезической сетью референцных станций на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО, которая позволяет быстро и точно проводить профессиональное координирование объектов в режиме реального времени на базе спутниковых данных. Сейчас мы прорабатываем вопрос о ее сертификации, чтобы в дальнейшем использовать ее непосредственно как государственную геодезическую сеть. Доступ к сети теперь могут получить и другие организации, заключив договор с предприятием.

Во-вторых, в своей деятельности предприятие использует беспилотный авиационный комплекс (БАК), который был введен в эксплуатацию в 2016 году. Высокое разрешение и качество цифровой аэрофотосъемки позволяет выполнять проектные и кадастровые работы в различных сферах деятельности, в том числе в энергетической сфере, нефтяной и газовой промышленности. Посредством БАК осуществляется также мониторинг текущего состояния объектов. Линейка продуктов, получаемых на основе данных аэрофотосъемки, достаточно разнообразна: это топографические карты и планы различного масштаба, цифровые 3D-модели местности, ортофотопланы, данные экологического мониторинга, мониторинга чрезвычайных ситуаций и т.д. Преимущество цифровой аэрофотосъемки является очевидным, поскольку обеспечивается экономия времени, весь технологический процесс создания продукта осуществляется в автоматизированном режиме с использованием специального программного обеспечения, единовременно обеспечивается значительный охват обрабатываемой территории местности, что в конечном счете оптимизирует затраты и повышает эффективность работ.