Юрий Аркадьевич, перед началом работы думы прошлого созыва проводилась параллель с разделением функционала на предприятии, и думу называли советом директоров города. На ваш взгляд, сейчас идеологически эта роль меняется?

– Нет, эта роль остается неизменной. Совершенно корректно сравнить избирателей с акционерами, чьи интересы представляют и отстаивают депутаты.

Не секрет, что крупные инфраструктурные решения в городе перед принятием проходят согласование в краевой администрации. В связи с этим сможет ли дума полноценно выполнять свою контролирующую функцию? Насколько горожане застрахованы от сращивания исполнительной и представительной власти?

– Если мы хотим выстроить эффективные отношения с бюджетами вышестоящих уровней, то должны отстаивать свои интересы так, чтобы это не противоречило интересам края или Федерации, а наоборот, шло в помощь.

Приведу один пример. Пермь по собственным доходам на душу населения занимает первое место среди крупных городов России, наших конкурентов. А вот по аналогичному показателю в части консолидированного бюджета заметно отстает, и это значит, что в других городах более эффективно выстроено взаимодействие с региональными и федеральными властями.

Это сквозной приоритет и краевой и городской команды – необходимо работать с проектами, под которые можно получить софинансирование из вышестоящих бюджетов. Свежий пример – строительство в Перми школы «Мастерград», когда порядка полумиллиарда рублей на ее возведение было получено из федерального бюджета. В таких случаях, конечно, требуется согласование решения, по-другому и быть не может.

Другое дело – контроль за реализацией проектов. Эта функция как была, так и остается за думой. Следующий вопрос – как контролировать? Форматов несколько: и рассмотрение на комитетах, и «час депутата» на пленарном заседании, когда представители администрации отвечают на вопросы, и создание рабочих групп по определенным направлениям. Все инструменты по-прежнему присутствуют. Ничего в этой части не меняется.

Залог успеха – слаженная работа властей всех уровней, с доверием друг к другу и нацеленностью на результат. Конфликты неконструктивны и ничего не дают городу и горожанам.

В связи с началом работы думы нового созыва какие решения являются первоочередными для принятия?

– Прежде всего – кадровые. Именно поэтому первое заседание почти полностью было посвящено им. Избраны председатель, его заместители. Очень важно, что Дмитрий Малютин, ставший первым вице-спикером, прошел школу замруководителя комитета, депутатской группой «Единая Россия»; Алексей Грибанов, избранный заместителем, также работал в думе, а кроме того, на должности заместителя главы администрации курировал важнейший блок – социальные вопросы. Это очень опытные и компетентные специалисты.

На втором заседании необходимо утвердить количество и компетенцию комитетов, их председателей. Сейчас каждый депутат написал заявление с просьбой о включении его в состав того или иного комитета, где они видят себя наиболее эффективными и полезными. Все предельно демократично. Я планирую работать в комитете по бюджету, поскольку есть темы, которые должны находиться непосредственно под контролем председателя думы. Во-первых, это бюджет города – как главный финансовый документ. И дискуссия вокруг его принятия важна не только в рамках пленарного заседания, но и на площадке комитета. Во-вторых, это контроль целевых показателей деятельности администрации, которые были определены еще в рамках работы прошлого созыва.

Количество и полномочия комитетов уже определены?

– В основном – да. Сейчас продолжается обсуждение, до пленарного заседания есть время, чтобы выбрать оптимальный вариант.

В связи с разделением должности «глава города – председатель думы», изменится ли структура администрации и аппарата думы?

– Конечно, изменения будут, и это объективно, сейчас полномочия главы города переходят главе администрации. Разумно посмотрим на структуру аппарата и штатное расписание и примем решение.

Важный момент, о чем мы точно договорились. Коллегиальные площадки, на которых обсуждались городские проблемы, остаются и будут лишь переформатированы с учетом изменения полномочий. Например, отлично зарекомендовал себя Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Его работу отмечали эксперты как на федеральном уровне, так и в других регионах. В самих конфессиях в Перми подчеркивают эффективность этой площадки. За последние 4 года мы действительно много сделали, чтобы мир и согласие были между народами в городе. Естественно, такой формат взаимодействия необходимо продолжать.

Коснутся ли перемены, например, управления общественных отношений или call-центра главы города?

– Здесь предстоит принять компромиссное решение. Считаю, депутаты должны иметь все возможности для получения информации о проблемах, о точках напряжения, которые есть в городе. Решение будет принято после проведения дополнительных консультаций с главой администрации.

Насколько вероятно, что конкурс на должность сити-менеджера будет реально конкурентным?

– Надеюсь, на конкурс заявятся достойные кандидаты, из которых комиссия выберет лучшего.

Впервые в этом составе думы есть депутаты, избранные по партийным спискам. Но в отличие от коллег по Законодательному собранию на первом заседании представители оппозиции обошлись без шоу. Каким вы видите взаимодействие с политическими партиями?

– Я встретился практически со всеми депутатами – и вновь избранными, и теми, кто работал в предыдущих созывах, в том числе и прошедшими по партийным спискам. Честно признаюсь, увидел только конструктив. Со своей стороны также однозначно нацелен на диалог. Если точка зрения депутата аргументирована, она будет услышана независимо от партийной принадлежности.

После первого заседания депутаты от других партий подходили с совершенно конкретными предложениями, говорили о направлениях, где могут максимально эффективно применить свой потенциал. Мы договорились, что поскольку они избраны не от отдельных округов, а по партийным спискам и представляют жителей разных территорий, то оптимально, если они займутся контролем реализации муниципальных программ в Перми в целом.

После вашего вступления в должность в СМИ было несколько комментариев от политологов, которые ставили под сомнение вашу самостоятельность. Не обижают такие разговоры? И насколько вы действительно самостоятельны?

– Точно не обижает, каждый имеет право высказывать свое мнение. Я бы скорее обратил внимание на другое – на некое раздвоение в отношении к происходящему. С одной стороны, говорится о развитии российских городов, где у руля стоит эффективная команда единомышленников, и это приводится в качестве положительного примера. А с другой – идут рассуждения о необходимости индивидуализации того или иного управленца. Но давайте определимся: мы хотим видеть развитие города или работу на личную капитализацию конкретного политика либо чиновника?

Всегда есть разумный баланс. Там, где принятие решения зависит непосредственно от председателя думы, готов брать на себя ответственность. И я взял такую ответственность за нашу команду, за то, что она будет работоспособной, нацеленной на результат, на процветание нашего города.

На протяжении последнего времени в социальных сетях сложился определенный образ Юрия Уткина. Говорят о вашей яркой одежде, вспоминают историю с Жуневым. Как вы относились к этим высказываниям? И в связи с новым постом ждать ли изменения образа?

– В этом плане я стою на позиции, которую озвучил еще Марк Твен: любоеупоминаниевпрессе, кроменекролога,даже самое негативное, – этореклама (улыбается).

Что касается одежды, то мой стиль сейчас стал более сдержанным, здесь действительно должность обязывает. И кстати, никакого дискомфорта в связи с этим не ощущаю, свободнее можно одеваться в выходные, вне рамок официальных мероприятий.

По поводу политических тем – это была моя гражданская позиция, и она осталась неизменной.

Не задевал троллинг?

– Ничуть, ведь никакой аргументации в той критике в мой адрес не было. Личное мнение других людей и не более. Ведь никто даже не попытался узнать о той работе и серьезных проектах, которые я вел в думе. Реальные дела – это троллям как яд.

А вы чувствуете, как сами изменились после избрания на должность?

– В личном плане ничего не изменилось, каким я был человеком, таким и остался. В семье, на работе, в общении с друзьями, соседями…

Изменилось другое: появились иной функционал, ответственность. Самое главное – ответственность перед теми людьми, кто сделал мне это предложение, и перед депутатами, почти единогласно меня поддержавшими. Это огромное доверие, которым я очень дорожу и которым нельзя злоупотреблять. Вот в чем принципиальный момент.