Экономика
  1. Экономика
 09 сентября 2016, 10:43  

Молоко под проценты

Молоко под проценты
Доярка и кузнец: Business Class узнал, кто в Пермском крае чаще всего берет микрокредиты, и почему таких клиентов становится больше

Медленно, но верно.

В 2016 году количество выданных онлайн-кредитов на территории Перми и Пермского края выросло в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом, а объем выданных займов увеличился в 3,6 раза. По данным компании MoneyMan, специализирующейся на онлайн-кредитовании, средняя сумма займа в регионе за год не изменилась, составив в 2016 году 10,5 тыс. рублей (в 2015 году – 10,2 тыс. рублей).

«В 2016 году рост ссуд от МФО опережает банковский сектор, что обусловлено меньшей зарегулированностью микрофинансовых организаций, а также высокой закредитованностью россиян в банках, – считает Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade. – По данным НБКИ за 1 квартал 2016 года, сумма выданных необеспеченных кредитов в банках (карты, POS, потребкредиты) снизилась на 3%. Тогда как в МФО объемы выросли на 9,6%». Многие клиенты микрофинансовых организаций (МФО) берут займы, если банк отказал в кредите. «Популярность микрозаймов растет в случае если банки довольно жестко отсеивают заявки на кредиты. Когда система мониторинга банков станет более лояльной к заемщикам, популярность МФО снизится», – считает директор Пермского филиала «БКС Премьер» Наталья Кондрашова.

«Однако о чрезмерном росте популярности микрозаймов говорить нельзя, поскольку их общая сумма все равно составляет менее 1% задолженности займов по сравнению с банковскими кредитами», – подчеркивает руководитель аналитического центра ИА Easyfins.ru Борис Прокопенко.

Молоко под процентыДанные: ЦБ РФ


Денег нет.

Как правило, размер микрокредитов варьируется от 5 до 15 тыс. рублей, а их целью являются бытовые и непредвиденные расходы – покупка продуктов, бытовой техники, ремонт. Некоторые эксперты считают, что многие займы вызваны вынужденными обстоятельствами и ростом цен на товары, в том числе на продукты питания.

«В условиях сокращения покупательской способности граждане используют микрозаймы, чтобы нивелировать разрыв между сократившимися доходами и расходами, которые выросли в связи с инфляцией. Чаще всего заемщики оформляют ссуды для оплаты транспорта, продуктов питания и услуг связи. В условиях дефицита семейного бюджета онлайн-кредиты помогают людям удержать прежний уровень жизни, позволяя не отказываться от приобретения привычных товаров и услуг», – говорит Алексей Буханов, директор по маркетингу и продажам онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (МФО «Честное слово»).

Как утверждают специалисты, большая часть клиентов компаний альтернативного кредитования – это официально трудоустроенные граждане или предприниматели с постоянным доходом. «Микрозаймами пользуются обычные граждане, нуждающиеся в срочной финансовой поддержке, – отмечает Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. – Они имеют возможность брать кредиты в банках, но пользуются услугами небанковского кредитования, потому что деньги на срочные нужды в онлайн-компаниях можно получить в течение 15 минут на собственную банковскую карту или интернет-кошелек». «Рост спроса на онлайн-займы связан с более глубоким проникновением интернет-услуг в нашу жизнь. Дистанционные займы выбирают те заемщики, которые хотят, чтобы процесс оформления кредита был быстрым, не требовал походов в офис кредитной компании и сбора большого пакета документов», – комментирует Алексей Буханов.

«В 2015-2016 годах большинство крупнейших игроков перешли в онлайн, и сегодня данный сегмент займов занимает существенную долю рынка, – говорит Ксения Егорова, исполнительный директор коллекторского агентства АФПБ. – Активному пользователю интернета для получения суммы 10-15 тыс. рублей достаточно выбрать подходящие для себя условия, оформить заявку и дождаться одобрения специалиста. Быстрота и простота – это неоспоримое преимущество онлайн-кредитования перед классическим».

По оценкам экспертов, популярность онлайн-кредитования будет увеличиваться. «В июле 2016 года через поисковые системы запрашивали слово «заем» на 45% чаще, чем за аналогичный период прошлого года. Данная тенденция, надо полагать, сохранится и в будущем. Это связано с тем, что сам продукт становится более «понятен» заемщику», – резюмирует генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» Сергей Седов.


Кузнец и доярка.

Молоко под проценты

Данные: сервис онлайн-кредитования MoneyMan.

Среднестатистический заемщик-пермяк – мужчина в возрасте 30 лет, он достаточно образован: имеет среднее или высшее образование. Чаще всего холост и не имеет детей. Такой заемщик, как правило, работает в бюджетной сфере, а его средняя заработная плата составляет около 37 тыс. рублей в месяц.

Больше остальных берут займы молодые люди 18-30 лет: на них в 2015 году пришлось 44% договоров. Более 36% заемщиков – люди в возрасте 31-40 лет. Именно эта категория имеет самый низкий уровень просроченной задолженности. «Количество пользователей услуг из данной группы ежегодно растет, что говорит о проникновении онлайн-технологий в менее мобильные возрастные категории», – говорят в компании MoneyMan.

Пенсионеры реже всех берут займы. В 2016 году аналитики насчитали 10,7% кредиторов старше 50 лет.

Кроме этого, более 22% клиентов сервисов онлайн-кредитования – индивидуальные предприниматели. В 2016 году доля микропредпринимателей выросла и составила более 22%.

Клиентами МФО в Прикамье стали врачи и учителя, инженеры и финансисты. Около 13% заемщиков являются сотрудниками бюджетной сферы. На долю барменов, официантов, косметологов, а также бурильщиков и рамщиков пришлось 3,5% займов. А на программистов и других работников IT – 3,3%.

Самыми редкими и необычными заемщиками в 2016 году стали доярка, кузнец, геолог и швея.

Молоко под проценты

Данные: сервис онлайн-кредитования MoneyMan.

«Альтернативное кредитование активно проникает во все сферы деятельности граждан. Все чаще люди без профильного образования в области финансов наряду со специалистами пользуются онлайн-займами, – говорит Борис Батин. – К услугам сервисов онлайн-кредитования прибегают не неформалы, а представители большинства профессий. Такая тенденция говорит о повышении финансовой грамотности россиян: люди научились с умом пользоваться современными кредитными инструментами».

Все новости компаний