Экономика
  1. Экономика
 05 сентября 2016, 07:00  

Дикий рынок. За лето поданы три иска о банкротстве пермских дорожных компаний

Дикий рынок. За лето поданы три иска о банкротстве пермских дорожных компаний
Импортная техника, взятые ранее кредитные обязательства и неполная загрузка мощностей предприятий делают свое дело

В арбитражный суд Пермского края подан иск о банкротстве ООО «К2». С этой компанией в 2015 году заключен контракт по ремонту двух крупных дорожных объектов в Перми: участок ул. Лянгасова и ул. Якутской на сумму 89,6 млн рублей и на 97,9 млн рублей соответственно. Оба контракта подрядчик исполнил. С заявлением о банкротстве компании обратился «Асфальтобетонный завод №1». По данным картотеки арбитражных дел, судом первой инстанции принято решение о взыскании с ООО «К2» 25,23 млн рублей в пользу завода.

Ранее признать ООО «К2» несостоятельным требовало «Сарко-Транс». Заявление компании не было принято к производству, поскольку на момент его подачи не истек трехмесячный срок исполнения обязательств, установленных мировым соглашением между истцом и ответчиком. По этому соглашению ООО «К2» должно выплатить «Сарко-Транс» основной долг в размере 24,5 млн рублей, а также неустойку по договору поставки в размере 5,3 млн рублей. Иск ООО «Асфальтобетонный завод № 1» оставлен судом без движения.

«К2» – не первая пермская компания, которую хотят обанкротить. Ранее соответствующие иски были поданы к «Пермдорстрою» и «Пермавтодору». Оба предприятия входят в холдинг «Юкон-Групп». В отношении «Пермдорстроя» в июне введена процедура наблюдения. Одним из основных кредиторов компании может стать бизнесмен Владимир Нелюбин. Он предъявил должнику требования в размере 2,435 млрд рублей. Их обоснованность будет рассмотрена судом 11 октября 2016 года. По данным «Коммерсант-Прикамье», летом прошлого года г-н Нелюбин продал оба актива «Юкон Груп» чеченскому предпринимателю Рамзану Тарамову и бывшему советнику руководителя «Первой нерудной компании» (ПНК), экс-гендиректору ООО «ПНК-Москва» Сергею Крутикову.

Среди других компаний, предъявивших требования к «Пермдорстрою», – банк ВТБ (1,146 млрд рублей), «Транскапиталбанк» (информация о сумме требований отсутствует), «СМУ-34» (439 млн рублей), а также налоговая (185 млн рублей).

Иск о банкротстве «Пермавтодора» подала межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю. Сумма задолженности предприятия (по состоянию на 1 апреля) составляла 41,725 млн рублей, в том числе 37,357 млн рублей недоимки. Судебное заседание по делу назначено на 14 сентября.

Выживают, а не развиваются.

Экс-совладелец «Юкон Груп» Алексей Чикунов в разговоре с Business Class отметил, что не только в Пермском крае «дорожники» находятся в сложном положении. По его оценкам, около 70% предприятий дорожной отрасли в России стоят на грани банкротства. – Вся техника импортная, отечественных аналогов нет. Дорого ее не только покупать, но и содержать. Каждая компания живет собственным «натуральным хозяйством», приобретая весь комплекс дорожно-строительной техники. В Пермском крае фрез, асфальтоукладчиков и асфальтобетонных заводов столько, что если все они начнут работать в полную мощность, можно всю территорию края заасфальтировать. На деле такого объема работы, конечно, нет, – отмечает он.

«Сейчас загрузка специализированной техники у пермских предприятий – 30%, а то и меньше. Когда строили по 100-150 километров дорог в год, отрасль развивалась, появлялись новые предприятия – тот же «Пермдорстрой». Закупали технику, в том числе на заемные средства. С падением объемов работ обслуживание кредитов и содержание техники стало невозможно», – продолжает собеседник.

По мнению г-на Чикунова, отрасли вредит отсутствие должного регулирования на государственном уровне. «Рынок не нужно пускать на самотек, ведь строительство дорог – стратегическая задача. Сейчас конкуренция нездоровая, я бы сказал, «дикая». Она подталкивает некоторые компании на то, чтобы платить серую зарплату, уходить от налогов, а не развиваться. А если кто и настроен развиваться, то как это делать, если рядом стоит компания, которая не платит налоги? За счет этого цену работ она готова уронить на 20-30%», – поясняет он.

По словам собеседника, 70% стоимости работ – это расходы на материалы и технику. Уровень рентабельности предприятий дорожной отрасли – 8-15%. «Этого достаточно только для того, чтобы выживать. Большинство компаний не имеют средств на внедрение новых технологий, обновление техники, обучение персонала. И это влияет на качество работ. А рано или поздно наступает момент, когда предприятию надо вкладывать деньги в развитие или закрываться. Постепенно на рынке остаются только те компании, за которыми стоят финансовые ресурсы из других отраслей. Происходит укрупнение игроков», – рассказывает г-н Чикунов.

Он считает, что отрасли необходима полная реорганизация. «У нас федеральная дорожная сеть не привязана к округам. Федеральная сеть дорог на территории Пермского края относится к управлению, которое находится в Екатеринбурге, в Уральском федеральном округе, и это сказывается на возможностях регулирования, распределения ресурсов», – поясняет он. «Процессы на рынке цикличны: за провалом 90-х, в 2000-х последовал подъем. Открылись предприятия, набрали кредитов. Сейчас происходит спад, и в связи с сокращением объемов работ по стране прокатилась волна банкротств. Но ушли с рынка не слабейшие, а те, кто вкладывал значительные средства в покупку техники, модернизацию», – заключил он.

Все новости компаний