Город
  1. Город
 23 июня 2016, 07:01  

​Бумага пока терпит

​Бумага пока терпит
Типографии в крае говорят о бедственном положении в отрасли, виной которому падение курса рубля. От большего снижения объемов производства спасает только политическая реклама

По данным Пермьстата, производство издательской и полиграфической продукции в Пермском крае по сравнению с апрелем 2015 года снизилось на 6,3%. С января по апрель текущего года издательства и типографии региона выпустили в общей сложности 11 млн штук продукции.

Повышение курса валют спровоцировало рост цен на сырье. Издатели вынуждены работать ради приобретения сырья, поскольку прибыль покрывает исключительно затраты на него.

Красками разными – белыми, красными.

Общее состояние экономической депрессии, рост курсов валют значительно сказались на отрасли: краска, бумага, запчасти для типографских станков – все это дорожает, отмечают предприниматели. Нина Мынка, коммерческий директор ООО «Типограф», много лет работающая в издательском деле, рассказывает, что сейчас отрасль находится в бедственном положении: «Мы работаем исключительно на сырье, а заработная плата уже несколько лет не повышается. Цена импортного сырья, которое необходимо, – это и краски, и бумага, и пластины для печати, – выросла в 1,5-2 раза по сравнению с 2014 годом. Из отечественной продукции есть лишь газетная бумага, которая, естественно, применима только для печати газет. В такой ситуации непонятно к кому обращаться, чтобы на положение типографий, все больше уходящих в депрессию, обратили внимание», – добавляет Нина Мынка.

«Многим книжным издательствам очень тяжело держаться на плаву в существующей экономической ситуации. Конкретно в нашем издательстве производство уменьшилось незначительно, но напряжение ощутимо», – поддерживает коллегу Борис Эренбург, директор имиджевого центра «Сенатор».

Характерное для всех сфер желание экономить наблюдается и здесь. «Сейчас все экономят, и даже незначительное повышение цены влияет на то, что заказчик ищет другую типографию», – замечает Нина Мынка.

Развитие регионального книгопечатания заметно отличается от столичного – уровень первого явно ниже. Связано это и с отсутствием тематических выставок, ярмарок, и с культурой чтения: в столице совершенно другой спрос на литературу. «Развитие отрасли в регионах отстает от издательского дела в столице, – считает Борис Эренбург. – Недавно мы вернулись с книжного фестиваля «Красная площадь», который ежегодно проводится в Москве. В этой ярмарке издательства разных регионов представляют свою продукцию. Но, несмотря на бесплатное участие, далеко не все издательства могут позволить себе присутствие на мероприятии. Возникает проблема и с наличием продукции – сейчас многие издательства печатают книги под заказ».

От праймериз до Нового года.

Спрос на издательскую и полиграфическую продукцию развивается волнообразно и меняется в зависимости от сезона. В момент предвыборной гонки типографии надеются на избирательные кампании.

«В целом наблюдается уменьшение количества заказов. Многие газеты снизили тиражи и сократили количество цветных полос. Среди постоянной продукции можно назвать разве что еженедельные газеты. Если говорить о характере рекламных заказов, то он спонтанный. Сейчас, в предвыборный период, отмечается заметный подъем на печать брошюр, плакатов и другой полиграфии, потом особенно выделяется предновогодний период», – рассказывает Нина Мынка.

Издательства вынуждены приспосабливаться к развитию цифровых технологий. Доступность интернета привела к тому, что большинство книг находятся в свободном доступе в сети. Естественно, такой поворот повлиял на снижение спроса на печатные издания. Но все не так плохо, как кажется на первый взгляд. И свобода пользователей в сети – далеко не главная причина упадка отрасли.

«Развитие интернета и доступность электронных версий изданий не сильно повлияли на снижение интереса к печатной продукции. Журналы и газеты прочно занимают свою нишу, – считает г-жа Мынка. – Но наблюдается тенденция, когда издания выходят реже: если раньше номер журнала выходил ежемесячно, то теперь лишь раз в квартал».

«Сейчас издательства вынуждены существовать в эпоху, когда любую книгу можно скачать в интернете. Типографии все чаще уходят в издание продукции, которую хочется приобретать, а не скачивать: подарочные книги, широкоформатные альбомы, книги жанра нон-фикшн, которые очень редко появляются сети», – отмечает г-н Эренбург. Но у такого цифрового поворота есть и свои плюсы: люди стали больше читать, неважно, что электронные книги, важен сам факт».


Не пригодилось.

Отставание регионального книгоиздания от столичного объясняется и отсутствием подготовки квалифицированных кадров. Попытка исправить это была предпринята Пермским государственным университетом. В 2013 году на базе филологического университета ПГНИУ открылось направление подготовки бакалавров «Издательское дело». «Классический университет все-таки готовит не совсем педагогов, скажем, как педагогический университет. В связи с этим решили открыть именно прикладную специальность на филологическом факультете. Но в нашем регионе издательское дело не так востребовано, как в столичных вузах, видимо, чувствуется провинциальность. Набор на направление подготовки был всего один, в 2014 году необходимого количества желающих уже не было. Но эта ситуация характерна не только для Перми. В Омске, к примеру, тоже издательское дело стало невостребованным, и программу закрыли», – говорит Мария Ширинкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики ПГНИУ.

Все новости компаний