Экономика
  1. Экономика
 27 апреля 2016, 07:00  

Хоть права не расти. Количество занимающихся в пермских автошколах снизилось на 30-40%

Хоть права не расти. Количество занимающихся в пермских автошколах снизилось на 30-40%
Учебные центры демпингуют, привлекая клиентов

Курсанты пермских автошкол, несмотря на реформу в отрасли, жалуются на низкий уровень обучения в учреждениях. Количество автошкол в регионе, получивших разрешения учить «на права», растет. Однако эксперты говорят о том, что нередко ученикам дают недостаточно знаний для того, чтобы с первого раза сдать квалификационные экзамены.

Как сообщили в региональном ГИБДД, 126 автошкол Пермского края имеют заключения, разрешающие обучать курсантов вождению. В городском ГИБДД пояснили, что в региональном центре находится 71 лицензированная автошкола, однако преподавательскую деятельность осуществляют только 54 учебных центра. Примечательно, что, согласно справочнику 2ГИС, в марте в краевом центре насчитывалось 50 автошкол.

Отметим, что в январе 2015 года 2ГИС насчитывал в краевом центре 61 автошколу, а в 2013 году, по сведениям ГИБДД, в Перми было 80 автошкол. Изменения в количестве этих образовательных учреждений эксперты Вusiness Сlass связывают с введением новых требований к работе этих учреждений. Из-за несоответствия ужесточившимся правилам некоторые учебные центры были вынуждены закрыться или на время приостановить свою деятельность.

Новые правила

В августе 2014 года в РФ вступили в силу новые требования к автошколам, в частности, к их материально-технической базе. Например, у каждой организации должна быть своя асфальтированная площадка для занятий площадью 0,24 га, имеющая технические средства дорожного движения, переоборудованные классы, медкабинет. Учреждениям даже нужно организовать столовые для обучающихся. Автошколам предписали увеличить время подготовки – со 106 часов на теорию до 134 часов, с 50 часов практики – до 56 часов. Преподаватели должны иметь специальное образование, позволяющее обучать курсантов.

Центры, соответствующие требованиям, аккредитовали, остальные лишились права набирать курсантов, их учеников не допускают до экзаменов в ГИБДД. Отметим, что еще в ноябре 2014 года в Прикамье только 10 автошкол из 151 имели право готовить водителей автомобилей. По словам директора по послепродажному обслуживанию «Ауди Центр Варшавка» Алексея Кирдяшова, многим учреждениям пришлось закрыться из-за несоответствия новым правилам. Однако неаккредитованные автошколы приобретают недостающее оборудование, меняют программу обучения и постепенно получают положительное заключение ГИБДД. Список легальных автошкол в Прикамье пополняется, его можно увидеть на сайте инспекции.

Приведение материально-технической базы в соответствие с законодательством потребовало увеличить затраты на переквалификацию преподавателей и инструкторов, обновление автопарка и аренду автодромов, организацию столовых и пунктов оказания медпомощи при учебных учреждениях. По мнению Алексея Кирдяшова, новые требования и упрощение процедур по передаче документов из автошкол в ГИБДД позволило ускорить подготовку курсантов к сдаче экзамена «на права».

Однако некоторые неаккредитованные автошколы продолжают обучать курсантов, говорят эксперты. Правда, по словам г-на Кирдяшова, их количество теперь вдвое сократилось. «Свидетельства об обучении такие организации выдают от имени других автошкол, покупая их за копейки, – поясняет председатель Ассоциации автошкол Пермского края Константин Лиховских. – Куда смотрят курсанты, непонятно. Как можно пойти учиться в автошколу, не проверив ее легальность, после чего по полгода ждать выдачи свидетельства, да еще и от имени другой автошколы».

Грубый инструктор

Реформа автошкол была призвана повысить уровень автошкол и качество обучения водителей, однако курсанты некоторых лицензированных школ продолжают жаловаться на свои образовательные центры. Курсант одной из автошкол Перми Ярослав рассказал: учреждение, куда он записался, находилось близко к работе, однако вскоре собеседник «bc» понял, что при выборе автошколы надо руководствоваться другими критериями. Обучение стоило всего 16 тыс. рублей, а условия предусматривали только 32-36 часов практики. «Удивило, что в нашей группе оказалось всего 3 человека, правда, потом число учеников увеличилось до 5. Уровень преподавательского состава оказался низкий. На занятиях нам не давали ничего нового, все это я читал в пособии по Правилам дорожного движения. Не было доходчивых объяснений, примеров из водительского опыта. На теоритические занятия можно было не ходить», – сетует Ярослав. Проблемы возникали и во время практических занятий: сначала курсант не мог на них записаться, потому что у инструктора не было времени, потом преподаватель периодически опаздывал, грубо себя вел, а однажды и вовсе не приехал. Также на площадке, где занимался собеседник «bc», не было эстакады. Кроме того, экзамен в ГИБДД должен был состояться уже через полтора месяца после начала обучения, а этого явно недостаточно, сообщили Ярославу независимые инструкторы. Ярослав расторг договор с этой автошколой и перешел в другую. К качеству обучения во втором учреждении у него уже претензий нет. Договор предусматривает 2,5 месяца учебы, 56 часов практики, но и цена вопроса здесь в полтора раза выше – порядка 25 тыс. рублей.

Сдать экзамен с первого раза

Увеличилось ли в целом качество обучения курсантов в автошколах после введения новых правил? У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни отвечают утвердительно, другие говорят, что оно осталось на прежнем уровне. «К большому сожалению, качество подготовки не возросло. Согласно новым требованиям, чтобы отучиться на категорию «В», необходимо откатать 56 часов, причем каждый час по 60 минут, а у нас многие автошколы откатывают по 25-30 часов, да и то не по 60 минут, а по 45. Некоторые автошколы и еще меньше отводят на вождение. Чему можно научить человека, ни разу не сидевшего за рулем, за 25 часов?» – вопрошает председатель краевой Ассоциации автошкол.

По словам учредителя и директора школы «Леди моторс» Русланы Пешковой, сейчас стало сложнее сдать экзамены «на права». «Уровень знаний курсантов стал выше, ведь теперь автошколы преподают такие приемы, о каких не рассказывали раньше. Но и в ГИБДД строже оценивают учеников. Если раньше сдавали экзамен за 5 минут, то сейчас каждого ученика гоняют по 20 минут, – рассказывает г-жа Пешкова. – Например, два «поворотника» не включил – экзамен не сдал, а раньше это нарушение не считалось такой грубой ошибкой. На экзамене ГИБДД требует разворачиваться там, где даже профессионалу сложно это сделать». По оценке владелицы «Леди моторс», если раньше с первого раза экзамен сдавали 6 человек из 10, то сейчас 1-2 человека из 10.

В ГИБДД Перми рассказали, что в 2013 году в краевом центре водительские удостоверения выдали 26 819 человекам, в 2014 – 32 445 человекам, в 2015 году - 27 616 человекам.

Константин Лиховских считает, что увеличение числа не сдавших на права с первого раза связано с тем, что автошколы не выполняют все положенные требования, преподавая лишь азы, а все остальное – во время дополнительных часов вождения за отдельную, более высокую плату. В результате итоговая цена обучения увеличивается по сравнению с первоначальной. «В последнее время стоимость курсов снизилась в среднем на 2-3 тыс. рублей, – говорит г-н Лиховских. – Количество клиентов у автошкол сократилось на 30-40%. Людей заманивают на занятия».

Оптимальное количество практических занятий, добавляет Руслана Пешкова, составляет 56-60 часов, тогда как в некоторых центрах дают в два раза или на треть меньше. В среднем стоимость курсов в Перми составляет 12-15 тыс. рублей, однако в некоторых центрах за свои услуги просят 20-25 тыс. рублей. По словам председателя региональной Ассоциации автошкол, в таких образовательных организациях норматив по количеству теоритических и практических занятий выполняется.

В связи с кризисом отсеялись те клиенты автошкол, кто посещал курсы «за компанию». Теперь за правами идут люди, которые действительно собираются покупать машину, уверена Руслана Пешкова. Такие курсанты более ответственно относятся к учебному процессу, почти не пропускают занятий. Учебные центры, у которых мало клиентов, рискуют потерять и этих, потому что не смогут покрывать текущие расходы, не говоря уже о прибыли. «Ведь еще надо платить за аренду, за подорожавший бензин, зарплату инструктору, налоги, и автошколе должно что-то остаться», – поделилась владелица «Леди моторс».

Хоть права не расти. Количество занимающихся в пермских автошколах снизилось на 30-40%

Все новости компаний