Экономика
  1. Экономика
 19 апреля 2016, 09:00  

Молоко побежало. в Прикамье резко выросло производство «молочки». Масла и сыра – более чем на 50%

Молоко побежало. в Прикамье резко выросло производство «молочки». Масла и сыра – более чем на 50%
Предприятиям помогли не только санкции, но и рост отпускных цен

По данным Пермьстата, в январе-феврале 2016 года объемы производства цельномолочной продукции – молока, кефира, йогуртов и десертов в регионе выросли на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же период произведено на 50,6% больше, чем в 2015 году, сливочного масла и на 60,9% – сыра и сырных продуктов. Всего с начала года в Пермском крае было произведено 39,7 тыс. тонн молока, больше 1 тыс. тонн масла и почти 2 тыс. тонн сыра. Речь идет о продукции перерабатывающих производств.

Правда, производители называют более скромные цифры. Директор агрохолдинга «Русь» Андрей Витюховский рассказал, что объем производства молока на предприятии увеличился на 7%. По его словам, это средний показатель по краю. Рост г-н Витюховский объясняет увеличением продуктивности животных. Это, в свою очередь, потребовало больших расходов на закупку белковых и энергетических кормов в 2015 году. Как следствие – выросли и цены на молоко. Стоимость сырого молока за 2015 год, по его словам, поднялась на 10%. «Настолько же подорожал продукт и на полках магазинов. С учетом роста инфляции это нормальная рыночная ситуация», – добавляет собеседник.

Отраженный в статистике «бум» производства масла и сыра в Прикамье, по мнению эксперта, связан с удорожанием этих продуктов в начале года. «Оптовая цена сыра в третьем-четвертом квартале 2015 года составляла 190-200 рублей за килограмм, масла – 180-190 рублей. Это примерно соответствует себестоимости производства, и продавать товар по таким ценам невыгодно. Поэтому заводы держали продукцию на складах. Когда оптовая стоимость сыра поднялась до 210-220 рублей, а масла – до 200-210 рублей, все накопленные товары ушли в реализацию. Именно этот рост объемов зафиксировали аналитики», – рассуждает Андрей Витюховский.

«Последний раз цены поднялись в ноябре-декабре прошлого года, – рассказала Елена Ременникова, начальник отдела маркетинга агрофирмы «Труд». – Сейчас рост сдерживаем, несмотря на увеличение расходов на ГСМ, упаковку и прочее, так как понимаем, что покупательская способность населения в кризис снизилась», – добавляет она.

Молоко побежало. в Прикамье резко выросло производство «молочки». Масла и сыра – более чем на 50%

От йогуртов к маргарину

Продажи на молочном рынке России в 2015 году выросли на 2,5% в натуральном выражении. По сравнению с 2014 годом, когда показатель увеличился на 5%, произошло замедление, однако темпы роста индустрии остаются выше, чем у рынка упакованных товаров повседневного спроса (FMCG в целом). Об этом свидетельствуют данные ритейл-аудита компании Nielsen. По данным аналитиков, рынок вырос за счет увеличения продаж двух «базовых» категорий – пастеризованного молока и сметаны. На молоко приходится 41% всего рынка (в натуральном выражении). За прошлый год его продажи поднялись на 7%. Доля сметаны значительно меньше – 6%. Эта категория показала прирост в 6%.

«Сметана и молоко – базовые продукты, часто используемые при приготовлении пищи, поэтому более динамичный рост продаж данных молочных категорий по сравнению с другими FMCG в кризисное время вполне ожидаем», – комментирует Сергей Гламазда, директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка Nielsen Россия. Спрос на стерилизованное молоко остается примерно на одном уровне с 2013 года. Стагнацию продаж в этой категории г-н Гламазда связывает с пристрастием россиян к здоровому питанию. «Пастеризованное молоко в глазах потребителя выгодно отличается от стерилизованного своей натуральностью», – говорит он. Вместе с тем потребители стали отказываться от молочных десертов и питьевых йогуртов, которые не являются продуктами первой необходимости. Продажи десертов в 2015 году упали на 18%, тогда как ранее эта категория показывала рост на 4%. Спад популярности питьевых йогуртов наблюдается последние два года. В 2015-м он составил 4%. Аналитики связывают это с ускорением темпов роста цен: молочные десерты за прошлый год подорожали на 18%, йогурты – на 11%. Незначительно сократились продажи кефира (минус 2%), однако поскольку на этот товар приходится 16% рынка «молочки», это также замедлило темпы развития индустрии.

Молоко побежало. в Прикамье резко выросло производство «молочки». Масла и сыра – более чем на 50%

По словам г-жи Ременниковой, несколько снизился спрос на сыр, тогда как на молоко, сметану, масло и творог он сохраняется. Уменьшение продаж сыра связано с его высокой в сравнении с другими молочными продуктами стоимостью. «Для приготовления одного килограмма сыра нужно 10 литров молока – отсюда и соответствующий ценник», – поясняет она. Эксперт подчеркивает, что многие покупатели смотрят не на состав, а на стоимость товара. Они берут сыры низкой категории или сырные продукты.

Что касается йогуртов и молока, то при их покупке играет роль и состав продукта. «Питьевые йогурты с красителями и ароматизаторами уходят на второй план. Кроме того, с полок магазинов убрали молоко со сроком годности 60-120 дней. Торговые сети заинтересовались местной продукцией», – говорит Елена Ременникова. Интерес крупных ритейлеров к работе с местным производителям, по ее словам, и позволил прикамским предприятиям увеличить объемы производства. «Сейчас сети, когда начинают искать поставщиков, обращаются сначала к местным компаниям, а потом уже ко всем остальным», – замечает эксперт. По ее мнению, это связано с установкой на импортозамещение, данной руководством страны.

Андрей Витюховский полагает, что краевые власти, в свою очередь, не оказывают достаточной поддержки аграриям и ситуация на рынке молочной продукции в Прикамье будет ухудшаться. «Покупательская способность населения упала, и спрос продолжит смещаться в сторону более дешевых товаров. Сейчас перестают покупать йогурты и кефир, дальше придет очередь молока, масла и сметаны. Вместо них в ход пойдут маргарин, молочные напитки, сметанные продукты. В Пермском крае полностью отсутствует системный подход к решению проблемы ухудшения качества питания, а это, на мой взгляд, – главная задача правительства и министерства сельского хозяйства, – считает г-н Витюховский.

Молоко побежало. в Прикамье резко выросло производство «молочки». Масла и сыра – более чем на 50%Читайте также Пермяки отказываются от мяса в пользу более дешевой курицы. С начала года доля потребления говядины и свинины уменьшилась почти на 20%

В лидерах по ценам

В Пермском крае продовольственные товары с начала года подорожали сильнее, чем в среднем по стране или Приволжскому федеральному округу (102,5% против 102,3% и 101,8%). Прикамские цены находятся среди лидирующих позиций на отдельные виды товаров: хлеб, картофель, капуста белокочанная, сахар-песок, молоко. В частности, по стоимости молока Прикамье заняло 4-е место из 14 регионов ПФО. По данным на конец марта, стоимость литра пастеризованного молока в крае составила 43,2 рубля.

Все новости компаний