Культура
  1. Культура
 09 апреля 2016, 13:30  

Weekend: кино о Бобби Фишере и «Мальчик во мгле» Мервина Пика

Weekend: кино о Бобби Фишере и «Мальчик во мгле» Мервина Пика

Продукт: «Жертвуя пешкой»

Режиссер: Эдвард Цвик

Шахматист с российским паспортом впервые за долгое время завоевал право поспорить за звание чемпиона мира. Бороться за это престижное звание Карякину предстоит с Магнусом Карлсеном. Для отечественных шахмат данное событие отчасти сродни с матчем Спасский – Фишер. Как и в 1972 году, когда в жесткое противостояние вступили не просто два гроссмейстера, а две игровые и политические системы, в 2016 году Карякин, талантливый и задиристый русский, даст бой европейцу Карлсену. Сами понимаете, в каком ключе матч подадут пресса и блогеры.

А в качестве подготовки к этому мероприятию, что состоится в октябре, нелишним будет ознакомиться с упомянутым сюжетом с участием Фишера и Спасского. Его некоторые современники небезосновательно называли матчем века, опять же намекая не столько на его спортивную, сколько на околополитическую составляющую.

Около года назад состоялась премьера фильма «Жертвуя пешкой», обошедшего стороной широкие экраны в России и лишь сейчас с большим трудом добравшегося до издания на DVD и Blue-Ray носителях. Постановщика Эдварда Цвика, кажется, в большей степени интересовал не сам матч, а персонаж Бобби Фишера. Безусловно, фигура Фишера для истории и современности шахмат – одна из ключевых. Непревзойденный комбинатор, вдумчивый стратег и гениальный тактик, Фишер привлекал к себе внимание не столько своей игрой, сколько одиозным и порой неуравновешенным поведением.

Собственно, «Жертвуя пешкой» – рассказ о том, как Фишер старался побороть одновременно Спасского и собственные причуды на пути к шахматной короне. Цвик несколько односторонне, но все-таки эффективно превратил описываемое противостояние в одну большую метафору. Спасский – состоявшийся и признанный мыслитель, олицетворяющий собой несокрушимый Советский Союз, – против Бобби Фишера, молодого игрока новой формации и образа мышления. Капиталистического, конечно же.

Беда Фишера, по мнению создателей картины, заключалась в том, что на него возложили слишком большие надежды. Спортивные амбиции – это хорошо, но Фишер против своей воли был втянут в сложную закулисную комбинацию. Он не имел права отступить, поэтому проделал этот путь до конца. Одержав нелегкую победу, он окончательно замкнулся в себе, прогнулся под весом регалий, отступил в тень собственного величия. Напомним, уже 1975 году Фишер должен был отстаивать звание чемпиона с очередным советским претендентом Анатолием Карповым, но долгие переговоры о порядке проведения матча ни к чему не привели. Фишер отказался от участия. Так и закончилась его эпоха. А сейчас, судя по всему, начинается новая. И недаром шахматы сравнивают с большой политикой. Глядя на непрестанные мировые катаклизмы, вспоминаешь, как порой трудно добиться ничьей на шахматной доске.

Рекомендации «bc»: смотреть для общего развития

13 +


Продукт: «Мальчик во мгле»

Автор: Мервин Пик

Weekend: кино о Бобби Фишере и «Мальчик во мгле» Мервина Пика

В первую очередь о Мервине Пике знают по его книгам о Титусе Гроане, объединенных названием «Горменгаст». Пика часто сравнивают с Толкином, имея в виду, что оба автора на печатных страницах смогли создать детальный и насыщенный фэнтезийный мир, полный чудес, подвигов и отчаянной красоты. Мервин Пик – деятель достаточно плодовитый. Кроме литературы он также занимался изобразительным искусством и поэзией.

Что касается его «профильного» наследия, то в него, помимо «Горменгаста», входит и корпус изящных рассказов и повестей. Книга «Мальчик во мгле» объединяет несколько любопытных и показательных работ Пика. Показательных, потому что заглавная повесть, например, уж очень напоминает «Горменгаста», а прочие рассказы написаны будто в подражание его зловещей и таинственной атмосфере.

«Мальчик во мгле» – сюрреалистическая история о юном беглеце, который отправляется на поиски лучшей доли в день своего четырнадцатилетия и покидает пределы родного замка. Для Мальчика безобидное приключение обернулось встречей с Повелителем Копей и двумя его прислужниками, полулюдьми-полуживотными. Участь жертвы была предрешена, и надеяться, кроме себя, было не на кого. Мальчику предстоит преодолеть собственный страх и, пересилив этих жутких обитателей неизведанных областей тьмы, вернуться домой.

Пышный и торжественный стиль повествования книги напоминает готический собор с высокими сводами и мрачной лепниной на стенах. Пик намеренно превращает сюжет в сказку для всех возрастов, но привычные сказочные атрибуты уводят читателя вдаль от хрестоматийного «жил-был» к нестандартному контексту и развязке.

Спустя несколько десятков страниц «Мальчик во мгле» превращается в картину Босха или авангардное кино – со всех сторон лезет перепончатая нечисть, звучат траурные завывания погибших голосов, и надо всем этим нависает бессмертный облик Агнца – вседержителя этих земель, бессердечного и вечно голодного.

Книга Мервина Пика – очень специфическое чтиво, но ему точно нельзя отказать в заразительной оригинальности. Это касается не только заглавной повести, но и других работ, включенных в книгу. Рассказы Пика – это невообразимое смешение Кафки, Диккенса, Лавкрафта и Эдгара По. Они дадут сильнейший импульс самому неподатливому воображению и развернут перед внутренним взором читателя обширную картину, переливающуюся всеми цветами от иссиня-черного до искристо-белого. Прелесть этих работ в том, что каждый волен отметить в них то, что пожелает: приятную наивность, пугающую серьезность, разнообразие персонажей или же смелость автора, их создавшего.

Вердикт «bc»: чарующе мрачно

16 +


фото на главной: blu-ray.com

Теги:
Все новости компаний