Экономика
  1. Экономика
 31 марта 2016, 12:06  

Цены на автомобильное топливо продолжают расти. Эксперты прогнозируют удорожание продукта еще на 8-10%

Цены на автомобильное топливо продолжают расти. Эксперты прогнозируют удорожание продукта еще на 8-10%
В преддверии апрельского повышения акцизов на бензин цены на автомобильное топливо продолжают расти. Эксперты прогнозируют удорожание продукта еще на 8-10%

Согласно котировкам Яндекса, за последние две недели марта цены на автомобильное топливо в Прикамье поднялись в среднем на 0,9%.

Отметим, что розничный рост цен на топливо неразрывно связан с оптовым. Если в январе цены производителей бензина упали на 10%, то в феврале они выросли на 9,7%. При этом потребительские цены на бензин в России в феврале 2016 года выросли в среднем на 5% по сравнению с февралем 2015-го, а по сравнению с январем 2016-го – снизились на 0,1%.

С 14 по 20 марта выпуск бензина в РФ снизился на 0,5% – до 795,3 тыс. тонн, пишет РИА «Новости», а выпуск дизельного топлива увеличился на 3,9% – до 1,464 млн тонн. Это, в том числе, повлияло и на стоимость автомобильного топлива.

Второй раз за год

В конце февраля Госдума приняла поправку в Налоговый кодекс о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо. Документ предусматривает увеличение ставки акциза на бензин с 1 апреля 2016 года на 2 рубля за литр (до 10 тыс. 130 рублей за тонну), на дизтопливо – на 1 рубль за литр (до 5 тыс. 293 рублей за тонну). По словам первого зампредседателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерия Макаева, в цене каждого литра бензина будет заложен акциз в размере 7,19 рубля – это на 1,85 рубля больше, чем сейчас.

Рост акцизов должен в итоге принести бюджету РФ почти 90 млрд рублей.

Г-н Макаев напоминает, что на протяжении всего 2015 года цена автомобильного топлива в России увеличивалась медленно, но регулярно. К концу года начался традиционный пересмотр цен, в результате чего стоимость некоторых видов бензина незначительно снизилась.

Нынешнее повышение акцизов на бензин будет уже вторым за год, его связывают со сложной бюджетной ситуацией из-за низких цен на нефть и необходимостью пополнять дорожные фонды. В первый раз с 1 января налог также вырос на 2 рубля за литр. Тогда президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов говорил, что нефтяные компании не стали перекладывать прирост акцизов на потребителей. Г-н Алекперов отмечал, что повышение потребительских цен на бензин по итогам 2016 года вряд ли превысит 10%.

В Минфине обещали, что если цены на нефть снова будут расти, министерство предложит вернуться к прежним ставкам акцизов или снизить их.

Все выше и выше

По мнению главы ФАС РФ Игоря Артемьева, принятые изменения повлекут за собой 2-3-процентный рост розничных цен на топливо. Большего повышения не будет, высказывал уверенность г-н Артемьев, ведь сегодня существуют ограничения по платежеспособному спросу. В противном случае ФАС грозится провести расследование. Однако в Минфине РФ придерживаются иного мнения, предсказывая куда большее удорожание автомобильного топлива. «Максимальный возможный рост цены из-за акциза будет находиться в пределах прогнозируемого уровня инфляции, а именно 7-8%. Максимальный негативный эффект на уровень розничных цен будет наблюдаться, только если производитель полностью переложит это повышение на потребителя», – заявил на заседании Госдумы замглавы Минфина Юрий Зубарев (цитата по «Интерфаксу»).

При этом еще в начале февраля глава Минфина РФ Антон Силуанов говорил, что автомобилисты и вовсе не почувствуют роста цен на бензин.

По оценкам первого зампреда правления ГК «АвтоСпецЦентр» Валерия Макаева, в результате повышения акцизов розничные цены на бензин могут вырасти на 7-10%. Прогнозы Центробанка РФ еще более пессимистичны. «Полный перенос роста акциза в розничную цену топлива при прочих равных условиях приведет к росту цен на бензин на 10,4%, что внесет в инфляцию в 2016 году около 0,3 процентного пункта», – говорится в докладе о денежно-кредитной политике Банка России.

«Мировые цены на нефть формируются за пределами России, вследствие их снижения российские нефтяные компании стали получать меньше денег от экспорта нефти, – поясняет первый зампред правления «АвтоСпецЦентр». – Таким образом, стоимость бензина в России при падении цен на нефть, наоборот, увеличивается: падение экспортных доходов частично пытаются возместить за счет роста цен на оптовом рынке бензина. Как следствие происходит повышение оптовых цен на топливо и бензин на АЗС».

Розничные цены на бензин взаимосвязаны со стоимостью автомобильного топлива на бирже. Как отмечают в своем обзоре аналитики компании «Алгоритм Топливный интегратор», на минувшей неделе индексы цен на бензин на бирже перешли от острых темпов к фазе коррекции. Эксперты «Алгоритм Топливный интегратор» допускают, что «плоская линия» бензиновых индексов продолжится и в апреле. «Такая картина повторяется регулярно из года в год. Обычно цены на бензин растут в первые два-три месяца года, перестраиваясь под новые, обычно растущие, налоги и акцизы. Затем наступает относительно стабильный уровень – продолжительностью до первых дней мая, после которых наступает вторая, так называемая летняя фаза роста бензиновых цен», – поясняют аналитики компании.

Валерий Макаев напоминает, что правительство РФ также планирует увеличить налог на добычу полезных ископаемых НДПИ за счет сокращения вычета из налога с 15 до 7,5 доллара за тонну. Кроме того, с 1 апреля предполагается поднять экспортную пошлину на нефть – с 39,5 до 54,9 доллара за тонну, что тоже может косвенно повлиять на стоимость автомобильного топлива.

«Еще одна причина подорожания топлива – введение в России экологического стандарта Евро-5. Для того чтобы своевременно перейти на новый стандарт, нефтяные компании должны будут перевести производство на другой экологический класс, что, в свою очередь, требует больших капиталовложений и временных затрат», – подчеркнул эксперт.

Не стоит забывать, добавил г-н Макаев, что более 60% цены бензина в России составляют налоги, а существенную часть прибыли компаний от реализации нефтепродуктов получает государство, то есть сокращать налоги на нефтепродукты правительству не выгодно.

Средние потребительские цены на моторное топливо в Пермском крае (рублей за литр)

Топливо

Февраль 2015

Февраль 2016

Газовое топливо

17,48

17,47

Дизельное топливо

34,54

36

Бензин АИ-76

30,36

31,67

Бензин АИ-92

32,19

34,04

Бензин АИ-95 и выше

35,02

36,79

Источник Пермьстат

Все новости компаний