Экономика
  1. Экономика
 16 февраля 2016, 13:48  

Полюбить работать. Татьяна Аржакина, бизнес-тренер и экс-директор по работе с персоналом – о трендах рынка труда

Полюбить работать. Татьяна Аржакина, бизнес-тренер и экс-директор по работе с персоналом – о трендах рынка труда

Кризис в экономике отразился и на рынке труда. По уровню официально зарегистрированной безработицы Пермский край занял первое место в Приволжском федеральном округе. Business Class узнал, каких изменений стоит ждать работодателям и персоналу в 2016 году.

Татьяна Дмитриевна, сейчас непростая экономическая ситуация. Как по вашим оценкам она повлияла на рынок труда в Пермском крае?

– Сегодня с одной стороны, много невостребованных вакансий, с другой – безработица. Люди стараются сохранить работу из-за страха лишиться стабильного рабочего места. В России не любят переквалифицироваться и боятся изменений, люди не хотят трансформироваться и получать что-то большее. Приведу пример из собственной работы. В 2008 году я проводила мастер-классы по делегированию, стресс-менеджменту, управлению результативностью: было очень много участников. А сегодня такой обучающий бизнес не востребован. Многие говорят, что все знают, поэтому не нуждаются в переквалификации. Могу лишь прокомментировать, что на велосипеде тоже все умеют кататься, но мастерами спорта становятся лишь единицы.

По поводу других тенденций, заработная плата в основном не увеличивается. Если компания не получает прибыли, то при сохранении прежнего фонда оплаты труда она будет работать в убыток.

Кризис в экономике затронул все сферы. Как он отразился на работе с персоналом?

– Сократились расходы на корпоративные мероприятия – тренинги, обучение. Но я считаю, что именно сейчас необходимо организовать внутреннее обучение. Обучение для всего персонала обходится дороже, но есть вариант обучить линейных менеджеров и лучших сотрудников и сделать их наставниками. Проверено на практике – результаты не заставят себя ждать.

Даже корпоративы можно проводить экономно. Нельзя оставлять людей без праздников, это важная часть корпоративной культуры. Можно снизить объем затрат на корпоративные мероприятия, привлечь к их проведению внутренние таланты. И дело здесь не в коммерции, а в добрых человеческих отношениях, которые высоко ценятся каждым.

Какие специальности на рынке труда сейчас наиболее востребованы, а какие, наоборот, не пользуются сегодня популярностью?

– Одна из самых востребованных профессий на сегодня –специалисты в сфере IT-технологий. Невостребованными становятся менеджеры по продажам, что связано с закрытием многих организаций. Не хватает рабочих, инженеров, управленцев, медицинских работников. Острая проблема с управленцами: много «менеджеров», но нет управленцев. В прошлом году были очень востребованы специалисты по работе с персоналом, но уже в конце 2015-го – начале 2016-го спрос на них упал.

Есть и дефицитные профессии, в основном узкие специальности. Например, в сфере автомобильного бизнеса, ставшего мне очень близким за последние годы, это колорист – тот, кто подбирает цвет для покраски автомобиля; диагност – проводит мониторинг и диагностику электронной системы машины, их начали готовить только два года назад в автодорожном техникуме.

Обычно у соискателей всегда есть ожидания по отношению к заработной плате. Они изменились?

– Зарплатные ожидания однозначно есть, но они значительно снизились за последнее время.

Чем руководствуется сейчас работодатель при найме персонала?

– Среди самых значимых критериев можно назвать отношение к работе, образование, амбиции, а точнее, постоянное стремление к профессиональному росту. Конечно, важен опыт, но это не определяющий критерий.

Какие изменения, на Ваш взгляд, произойдут на рынке труда и в работе с персоналом в 2016 году?

– Однозначно будут сокращения – и в результате вырастет безработица. Все будет зависеть от человека и его способностей. Кризис можно воспринимать как время для переосмысления, расширения и приобретения трудовых навыков и приспособления к новым реалиям.

На сегодняшний день ряд руководителей считают, что работа с персоналом, вовлечение его в работу компании, мотивирование – это все лишь лишние затраты, главной функцией остаются формальные вещи: трудоустройство и выплата заработной платы. На мой взгляд, ключевая задача работодателя – предложить работнику то, что он ценит: условия для самореализации, гибкий график или, наоборот, четко прописанный процесс, процедуры. Секрет успеха– личностный подход, гибкость. Из своего опыта работы могу сказать: прописанные процессы и процедуры также играют важную роль, так как человек принимает условия и при выполнении своих обязательств точно знает, что от него ждут.

К сожалению, сегодня не просматривается, что отношения между работником и работодателем претерпят серьезные изменения. Но хочется верить, что работодатель увидит неисчерпаемые ресурсы в трудящемся человеке и сделает все возможное для их развития. А работник, в свою очередь, изменит взгляд на работу и задумается о рациональном использовании своего рабочего времени и личной заинтересованности в результатах общего труда.

Полюбить работать. Татьяна Аржакина, бизнес-тренер и экс-директор по работе с персоналом – о трендах рынка трудаСправка Business Class Татьяна Аржакина закончила Пермскую фармацевтическую академию. Работала заведующей крупнейшей больничной аптеки, в областном фармуправлении. Имеет большой опыт работы в управленческой сфере – 7 лет в американской фармацевтической компании Eli Lilly (с 1998 по 2001 год – управляющая регионами России), директор по персоналу крупной сети пермских аптек, медицинской корпорации «МедЛайф», с 2008 по 2013 год – директор по персоналу в группе компаний ДАВ-АВТО. Сейчас – бизнес-тренер, читает курс в НИУ ВШЭ в Перми по стратегическому управлению человеческими ресурсами.
Все новости компаний