Экономика
  1. Экономика
 08 февраля 2016, 09:00  

Дешево и разлито

Дешево и разлито
Продажи алкоголя в торговых сетях Пермского края снизились по итогам года почти на 5%. Покупатели отказываются от всех напитков дороже 500 рублей и уходят к нелегалам

По данным Росстата, в 2015 году в Пермском крае реализовано 137,3 тыс. литров алкогольной продукции, что на 4,4% меньше, чем в 2014 году. В торговых сетях констатируют падение спроса на все категории напитков, кроме дешевой водки и пива. «Сильнее всего упали продажи элитного алкоголя и коктейлей – более чем на 20%. Коньяков и бренди стали покупать меньше на 15-17%, шампанского ­– на 12-15%», – рассказал Роман Галимуллин, представитель ГК «Норман-Виват».

Согласно исследованию алкогольной группы Nielsen, на российском рынке значительное падение продаж наблюдается в сегменте импортного алкоголя: по большинству напитков в 2015 году фиксируется спад на уровне 10-20% в натуральном выражении. «По сравнению с 2014 годом это разворот на 180 градусов: тогда продажи импортного алкоголя росли в этих же пределах. Сокращение связано с ростом цен, что, в свою очередь, вызвано не только общей экономической нестабильностью, но и непосредственно ростом курса валют», – комментирует Сергей Новгородов, аналитик алкогольной группы Nielsen Россия. В целом по России темпы падения продаж алкоголя в 2015 году замедлились. По сравнению с 2014-м снижение составило 7%, тогда как годом ранее фиксировался провал в 13%. Наибольший вклад в торможение падения продаж внесла водка: скорость падения спроса на нее уменьшились с 16% в 2014 году до 6% в прошлом, – отмечают аналитики.

На федеральном рынке эксперты говорят о провале прежде всего среднего ценового сегмента. «У него осталось меньше преимуществ по сравнению с низкоценовым и премиальным сегментами. Например, более дешевые игристые вина ожидаемо выигрывают благодаря цене. А премиальные не теряют своих продаж по нескольким причинам. Во-первых, производители не подняли розничные цены в той же степени, в которой вырос курс рубля к доллару. Во-вторых, продукция этих брендов становится доступнее за счет продаж в рамках промоакций», – рассуждает Сергей Новгородов.

В пермских торговых сетях рост отмечают только в низком ценовом сегменте. В ГК «Норман-Виват» наблюдают увеличение объемов продаж дешевых водки и пива. За год в этой категории показатели увеличились на 10-12%. Свою роль в этом сыграло, в частности, снижение минимальной розничной цены на водку до 185 рублей за 0,5 л в феврале прошлого года. Однако рост продаж дешевого алкоголя не компенсировал падение спроса на более дорогую продукцию. По мнению г-на Галимуллина, часть продаж, на которую рассчитывали ритейлеры, досталась нелегальным участникам рынка.

В компании «Элемент-Трейд» (развивает сеть магазинов «Монетка») констатируют падение продаж алкоголя во всех сегментах. «За год оборот в натуральном выражении сократился почти в два раза. Напитки дороже 500-600 рублей практически перестали продаваться. Покупают в основном алкоголь по цене 200-300 рублей за бутылку. В 2014 году алкогольная продукция составляла 8-10% от общего оборота продаж в сети, а в 2015-м его доля сократилась до 3,5-4%, – рассказал Дмитрий Шаврин, представитель компании «Элемент-Трейд».

«Из-за высоких административных барьеров продавцы стали уходить в тень. В некоторых территориях Пермского края предприятия, имеющие лицензию на продажу алкоголя, можно пересчитать по пальцам. Большинство же не платит лицензионные сборы, государственные пошлины, не покупает технологическое оборудование, в том числе для работы системы ЕГАИС, не тратит деньги на приведение складов в соответствие с требованиями. А это серьезные затраты», – подчеркивает он. Не соблюдают нелегальные торговцы и запрет на торговлю алкоголем после 23.00. «Наши магазины закрываются, а продажа «из-под прилавка» только начинается», ­– сетует г-н Галимуллин.

Вместе с тем выросли расходы торговых сетей, связанные с лицензированием. Так, новая лицензия на продажу алкоголя в 2015 году стала дороже примерно на 70%, включение в лицензию дополнительного торгового объекта подорожало с 2 тыс. рублей до 3,5 тыс. рублей, привел пример г-н Шаврин.

Читайте также:

Совместные покупки в интернете приобретают популярность у пермяков и постепенно перестают быть прерогативой молодых мамочек. По прогнозам экспертов, в 2016 году желающих сэкономить станет еще больше

В новогодние праздники пермские рестораторы зафиксировали рост числа посетителей, но прогнозируют дальнейшее падение рынка в 2016 году. Вплоть до закрытия заведений

Все новости компаний