Недвижимость
  1. Недвижимость
 14 января 2016, 09:00  

Меньше, да чаще

Меньше, да чаще
Перед Новым годом и в праздники одни торговые центры Перми зафиксировали рост числа покупателей, другие, напротив, – его снижение. Но главным трендом все называют более экономный, чем ранее, подход к приобретению товаров

Декабрь и начало января – традиционный период рост числа посетителей торговых центров и объема покупок, но в этом году ситуация у розничных операторов оказалась несколько иной, чем обычно.

Елена Жданова, директор УК «ЭКС», отмечает, что по итогам декабря 2015 года в ТРК «Семья» в Перми наблюдается рост числа покупателей в пределах 5% по отношению к аналогичному периоду 2014 года (в ТРК «Семья» в Уфе он составил 7%). «Однако динамика была отличной от прошлых лет: в этом году большая часть людей пришла в ТРК в последнюю неделю. У нас сложилось впечатление, что люди до последнего откладывали посещение торгово-развлекательного комплекса: возможно, покупатели копили средства или им задержали зарплату, или по каким-то другим причинам. Таким образом, по итогам декабря мы зафиксировали рост числа покупателей, но его пик пришелся на последнюю неделю», – рассказывает Елена Жданова.

По ее словам, в январские праздники тренд, начавшийся перед Новым годом, продолжился. Прирост трафика в ТРК «Семья» составил порядка 7-10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и в Перми, и в Уфе. По розничной сети наблюдалось также сопоставимое увеличение числа посетителей. «В период со 2 по 8 января в ТРК было очень много людей, спад начался только 9-10 января. Ни в 2014году, ни в прошлом такой посещаемости торгово-развлекательного центра и такой активности покупателей не было. Мы это связываем с тем, что в этом году в силу роста курсов валют и других моментов достаточно большое количество людей не уехали отдыхать, а остались в городе вместе с родственниками, друзьями и детьми. Поэтому многие пермяки сделали выбор в пользу посещения торгового центра, чтобы посмотреть кино, посидеть на фудкорте, купить продукты и так далее», – поясняет Елена Жданова. В компании «М.Видео» также отмечают увеличение объема продаж в январские праздники. «За первые 10 дней 2016 года рост продаж во всей сети увеличился на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го», – рассказывает Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью компании «М.Видео».

Без провокаций

В ТРК «Столица» по итогам последнего месяца прошлого года наблюдалось уменьшение траффика «В целом по итогам декабря число посетителей оказалось минимальным за четыре последних года (в сравнении с аналогичными периодами). Снижение трафика составило порядка 10-15%. Это, конечно, совсем не порадовало. Объемы продаж, выручка арендаторов также сократились», – резюмирует Константин Копытов, директор управляющей компании «Столица Пермь».

Меньше, да чаще

По его оценкам, снижение трафика в ТРК связано, в первую очередь, с падением уровня жизни и доходов населения. «Люди перестают посещать магазины, потому что у них нет денег, приобретаются в основном только продукты питания и товары первой необходимости. Если раньше в торговые центры ходили «погулять-посмотреть», то сейчас нет и этого: многие сознательно не приходят в торговые центры, чтобы не было искушения что-то приобретать, совершить спонтанные покупки. Люди ловят себя на мысли, что даже если они идут в ТЦ просто погулять, то все равно потратят определенную сумму: на воду, перекус, мороженое и т.д. Реалии нынешних времен таковы, что пермяки сознательно ограничивают себя в походах в ТЦ, чтобы не стать жертвой стихийной покупки», – полагает Константин Копытов. По мнению аналитиков компании «Магазин магазинов», на снижение спроса на товары и услуги повлияли два фактора: сокращение доходов населения и рост цен. Все видов товаров и услуг за 2015 год, по данным Пермьстата, подорожали на 12,6%. Цены на продукты выросли на 14,3%, на непродовольственные товары – на 11,4%, на услуги – 11,8%.

Экономный подход

Главный тренд 2015 года – более экономный подход к тратам. Это отразилось и на выборе подарков пермяками и частично – на новогоднем меню. «В предновогодние и праздничные дни пермяки, как правило, приобретали продукты (сейчас корзина оказалась меньше, чем ранее) и недорогие вещи (обычно одежду) в качестве подарков. Если в декабре 2014 года на фоне панических настроений покупатели сметали с полок бытовую технику, электронику и другие предметы длительного пользования, то в 2015 году этого не было. Деньги у людей почти закончились», – поясняет Константин Копытов.

По оценкам Кристины Волковой, коммерческого директора региона «Урал» АО ЮниКредит Банк, в предновогодние дни расходы на подарки, украшения и «стол» вырастают до пяти раз, самый резкое увеличение спроса зафиксировано на шампанское, шоколад – в шесть раз. «Новый год – самый волшебный праздник в году. В нашей стране принято дарить на этот праздник всем друзьям и близким подарки, приобретать новые наряды, много и вкусно есть. Многими в конце 2015 года отмечено, что люди в условиях нестабильной экономической ситуации стараются больше экономить, чем тратить, поэтому покупок совершено меньше, но с учетом повышения стоимости товаров в магазинах средний чек сохранился на уровне декабря 2014 года», – поясняет Кристина Волкова.

Юлия Зотова отмечает, что лидеры продаж среди бытовой техники и электроники в денежном выражении практически не изменились с прошлого года. «Традиционно это телевизоры, крупная бытовая техника, игровые консоли. В 2016 году в данном списке закрепились новые модели iPhone, которые сразу же после выхода на российский рынок оказались среди самых желанных гаджетов года», – рассказывает Юлия Зотова и добавляет, что в новогодний период также наблюдался рост среднего чека в магазинах сети.

По оценкам Елены Ждановой, набор «новогодних» покупок нынче был достаточно стандартным, общий ценовой уровень покупок скорректировался вниз. «Например, часть тех, кто в прошлом году покупали шампанское средней ценовой категории, теперь перешли на более низкую. Были и те, кто не смотрели на стоимость товаров, продолжая приобретать то, что предпочитают. Но у большей части посетителей все же, по моим наблюдениям, произошел сдвиг в сторону более недорогой покупки, более экономного отношения к тратам на подарки», – делится Елена Жданова.

Меньше, да чаще

Потребление еще сократится

Екатерина Петрова, руководитель направления потребительских исследований Nielsen Россия, подчеркивает: в праздники население не сильно меняет свои привычки. «Отчасти потому, что Новый год сам по себе традиционный праздник, отчасти потому, что в эти дни им хочется воссоздать атмосферу благополучия и радости, несмотря на неблагоприятные экономические события. Однако от затратных видов досуга – таких как шопинг в торговых центрах – отказываются чаще. Говорить же о жесткой экономии на праздниках нет оснований: бюджет на новогодний стол в большинстве случаев останется неизменным или немного сократился по сравнению с прошлым годом», – комментирует Екатерина Петрова, руководитель направления потребительских исследований Nielsen Россия.

По данным Пермьстата, за 11 месяцев 2015 года оборот розничной торговли в Пермском крае составил 443,25 млрд рублей, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 12,7%.

Более половины оборота розничной торговли в Прикамье приходится на непродовольственные товары: 225,45 млрд рублей за 11 месяцев 2015 года (снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 12,9%). Объемы розничных продаж пищевых продуктов (в том числе напитков и табачных изделий) снизились по сравнению с сопоставимым периодом 2014 года на 12,6%, составив 217,77 млрд рублей.

Ранее эксперты рассказывали, что единственное направление розничной торговли, которое показывает рост, – магазины низкого ценового сегмента, причем это касается всех ритейлеров: от продуктовых магазинов до Fashion-операторов.

По словам Романа Андреева, менеджера по работе с сетями розничной торговли в Уральском регионе компании AC Nielsen, в 2015 году люди уменьшили свои визиты во всех видах развлечений вне дома. «Покупатели переключаются на более дешевые бренды, исключение составляет категория премиум-плюс. Потребитель стал более рациональным, экономнее подходит к покупке одежды, выбирает только самое необходимое, меньше тратит средств на развлечения. Последнее особенно сильно отразилось на трафике торговых центров», – отмечает Роман Андреев. Лучше всего себя чувствуют операторы эконом-сегмента. «Дискаунтеры – единственный канал, где денежный оборот растет быстрее, чем цены», – добавляет г-н Андреев.

Тренд к сбережению продолжится, уверены эксперты. «Потребление товаров и услуг будет неуклонно снижаться, возможно, оно стабилизируется на каких-то минимальных показателях: люди не могут полностью отказаться от покупок. Но периодичность и величина потребления, безусловно, сократятся», – прогнозирует Константин Копытов.

Все новости компаний